Особенности представлений о себе и мире в балийской культуре
Ключевые слова:
кросскультурное исследование, картина мира, мировосприятие, балийская культура, идентичность, традиции, интегральные ценностиАннотация
В статье делается акцент на необходимости осознанного отношения к происходящему обострению межнациональных разногласий, принятия своеобразия разных культур и традиций во избежание конфликтных ситуаций. На примере балийской культуры иллюстрируется то, что на первый взгляд непонятные, чуждые традиции, обряды других народов на- правлены на поддержание мира и благополучия, и это главное. В статье приводится результат описательного эмпирического исследования представлений о себе и мире среди жителей острова Бали в окрестно- стях города Убуд. Этот город считается культурной столицей острова, сохранившей традиции балийского индуизма – синтеза индуизма, буд- дизма и местных верований. Представления о себе и мире, озвученные респондентами в процессе исследования, подтвердили этот статус, проявилось уникальное сочетание ценностей самоактуализирующейся личности наряду с обрядовостью и религиозностью. В процессе даже такого небольшого, пилотного исследования раскрывается уникальный синтез материальных идуховных представлений осебеимире убалийцев. На начальном этапе исследования представители балийской культуры не были готовы к тому, что к их миропониманию будет проявлен ис- кренний интерес и готовность услышать то, каким им видится мир и их роль в нем. Потому на первом этапе давали социально-приемлемые универсальные ответы. В связи с чем, автором отмечается необходи- мость определенной степени открытости и разотождествленности со своими ценностями и приоритетами в процессе проведения подобного рода исследований, т. к. иначе сложно уловить истинный смысл сообще- ния, даваемого представителями иной культуры.
Библиографические ссылки
Андреева Г. М. Образ мира в структуре социального познания // Мир психологии. – 2003. – № 4. – С. 31–41.
Балийские ассоциации или 66 фактов об острове Бали // URL: http://life-with- dream.org/balijskie-associacii-ili-66-faktov- ob-ostrove-bali/
Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М.: Медиум, 1995. – 323 с.
Гришаева Л. И., Цурикова Л. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособ. для вуз. – М.: Академия, 2007. – 336 с.
Зимбардо Ф. Культурная психология // URL: http://trainingcity.ru/interest/articles/ kulturnaya_psixologiya.html
Козлов В. В. Духовный кризис – структура и динамика // URL: http://www.psyinst.ru/ library.php?part=article&id=1623
Леонтьев Д. А., Смирнов С. Д. Неопубликован- ные материалы А. Н. Леонтьева // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 1986. – № 3. – С. 73.
Лурье С. В. Изучение этнической картины мира как междисциплинарная проблема // Культура, человек и картина мира. – М.: Наука, 1987. – С. 110–117.
Мочалова Ю. А. Кросскультурные осо- бенности образа мира представителей народов Европы: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Ростов н/ Д, 2013 . – 22 с.
Ромек Е. Что может дать философия психотерапевту? // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. – 2011. – № 2 (19). – С. 147–163.
Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб: Питер, 2003. – 512 с.
Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М., 1999. – 320 c.
Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. Т. 1. – М.: МОДЭК, 2009. – 600 с.
Этнопсихологический словарь / Под ред. В. Г. Крысько. – М.: Изд-во МПСИ. – 1999. – 343 с.
Berry J. W., Poortnga Y. H. Cross-Cultural Psychology: Research and Applications // Cambridge University Press. – 2002. – 588 p.
Maslow A. H. Religions, Values and Peak- Experience. – New Harmonsworth, 1982.
Orne M. Т. On the social psychology of the psychological experiment // Am. Psychologist. – 1962. – V. 17.
Segall M. H. Human Behavior and Public Policy: A Political Psychology. – London: Pergamon Press, 1976. – 321 p.