Взаимосвязь уровня стресса студентов с академической успеваемостью
Ключевые слова:
стресс, академическая успеваемость, стрессоустойчивость, студенты, самооценкаАннотация
Новизна данного исследования заключается в анализе влияния различных видов стресса на академическую успеваемость студентов с учетом половых различий и уровня стрессоустойчивости, что позволяет лучше понять, как эти факторы взаимодействуют между собой. В разделе Введение авторы подчеркивают, что нынешняя ситуация в вузах и колледжах показывает, что студенты, находящиеся в состоянии высокого стресса, чаще сталкиваются с трудностями при сдаче экзаменов и выполнении домашних заданий. Это, в свою очередь, приводит к снижению оценок и общей неудовлетворенности учебным процессом. Целью этой статьи является анализ связи между общим уровнем стресса студентов и их средним баллом успеваемости. В разделе Методы мы использовали следующие методики: для самооценки состояния стресса была использована методика Ю. В. Щербатых «Комплексная оценка проявлений стресса»; для определения стрессоустойчивости применялась методика «Самооценка стрессоустойчивости Коухена-Виллиансона»; для исследования самооценки успеваемости – авторская анкета. В разделе Результаты проводится анализ личного опросника, по результатам которого были получены данные, демонстрирующие различия в успеваемости и уровне стресса между девушками и парнями. Средний балл успеваемости среди девушек составил 88%, в то время как у юношей он достиг 90%. Это свидетельствует о более низком уровне академической успешности студенток, что, возможно, связано с высоким уровнем стресса. В разделе Обсуждение результатов исследование выявило, что студентки испытывают более значительный стресс и показывают худшие результаты успеваемости по сравнению с юношами, что подтверждает нашу гипотезу. Результаты методики «Комплексной оценки проявления стресса» Ю. В. Щербатых также подтвердили взаимосвязь между высоким уровнем стресса и низкой успеваемостью, подчеркивая необходимость программ управления стрессом и повышения психологической грамотности.
Библиографические ссылки
Бодров, В. А. (2006). Психологический стресс: развитие и преодоление. Москва: ПЕР СЭ.
Водопьянова, Н. Е. (2009). Психодиагностика стресса. Санкт-Петербург.
Воробейчик, Я. Н. (2004). Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика). Одесса.
Желдоченко, Л. Д. и Васильченко, М. В. (2018). Проблема стрессоустойчивости выпускников вуза. Интернет-журнал «Мир науки», 4.
Козлов, В. Я. и др. (1996). Взаимосвязь между психофизиологическими показателями и успешностью деятельности операторов. В Клинико-физиологические аспекты медицинской реабилитации летного состава (с. 67-68).
Михалева, О. С. (2013). Профилактика экзаменационного стресса у студентов. Киберленинка. https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-ekzamenatsionnogo-stressa-u-studentov
Мельник, Ш. (2014). Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и высокую эффективность в любых ситуациях (310 с.). http://www.universalinternetlibrary.ru/book/52821/chitat_knigu.shtml
Паклова, Т. С., Павлюва, Т. С. и Холмогорова, А. Б. (2011). Психологические факторы социальной тревожности в студенческом возрасте. Консультативная психология и психотерапия, 1, 29–43.
Судаков, К. В. (1998). Индивидуальная устойчивость к стрессу. Москва.
Щербатых, Ю. В. (2022). Избавься от стрессов и живи счастливо. Популярная психология. Воронеж: АО «Воронежская областная типография».
Щербатых, Ю. В. (2024). Психология стресса и методы коррекции (3-е изд.). Санкт-Петербург.
Akin, A., Celik, I., & Saricam, H. (2014). A scale adaptation study related to the examination of adolescents' levels of educational stress. Universitepark Bülten, 3(2), 44–55.
Chambers, A., & Schreiber, J. (2007). Girls' academic achievement: Varying associations of extracurricular activities. Gender and Education, 16(3), 327–346.
Cohen, S., Kamarck, T., & Mermelstein, R. (1983). A global measure of perceived stress. Journal of Health and Social Behavior, 24, 385–396.
Garmezy, N. (1991). Resiliency and vulnerability to adverse developmental outcomes associated with poverty. American Behavioral Scientist, 34(4), 416–430.
Glanz, M. D., & Johnson, J. L. (1999). Resilience and development: Positive life adaptations. New York: Kluwer Academic/Plenum.
Kulshreshtha, R., & Murthy, C. G. (1999). Academic anxiety and academic achievement. Journal of Indian Education, 2, 29–37.
Lazarus, R. S., & Folkman, S. (1984). Stress, appraisal, and coping. New York: Springer.
Nudrat, S. (2013). Stress and academic performance among medical students. Journal of the College of Physicians and Surgeons Pakistan, 23(1), 67–71.