Методы гештальт-терапии в работе с аутистами

Авторы

  • Ирина Владимировна Абакумова Академия психологии и педагогики ЮФУ
  • Светлана Сергеевна Кузенко Академия психологии и педагогики ЮФУ

Ключевые слова:

гештальт-терапия, аутизм, аутистические черты, комплексный подход

Аннотация

В России нет сформированной психотерапевтической традиции. Сама специальность «психотерапевт» официально появилась лишь недавно. Го- сподствующей ориентацией в отечественной медицине и на сегодняшний день является биологическая ориентация.

В статье коротко представлены некоторые достоинства и недостатки методов психологической поддержки подростков с коммуникативными на- рушениями (в частности, подростки с аутистическими чертами), которые были нами рассмотрены: модификация поведения, модификация когнитивного подхода, тренинг социальных навыков, тренинг родителей и т.д.

Результаты исследований подтвердили, что помощь должна носить комплексный характер (Монина Г.Б., Михайловская О.И., 1999; Монина Г.Б., 2000). Как правило, в команду входят врач-невролог, психолог, педагог. Только при комплексном подходе к решению проблем обучения подростков, как с гипер- коммуникабельностью, так и с аутистическим характеристиками, можно рассчитывать на снижение его эмоционального напряжения и более полной реализации его потенциала.

Биографии авторов

Ирина Владимировна Абакумова, Академия психологии и педагогики ЮФУ

доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей и педагогической психологии Академии психологии педагогики ЮФУ

Светлана Сергеевна Кузенко, Академия психологии и педагогики ЮФУ

кандидат психологических наук, преподаватель Академии психологии и педагогики ЮФУ

Библиографические ссылки

Гронский А.В., Пушкина Т.П. Дидактическая модель работы с групповым процессом. // Российский гештальт. / Под ред. Н.Б. Долгополова, Р.П. Ефимкиной. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2001. – С. 57-79.

Кочунас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. – М.: Академический проект, 2000.

Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. Пер. с нем. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. – 352 с.

Фрю Д.Е. Применение теории гештальт-терапии к проведению групп // Теория и практика гештальт-терапии на пороге XXI века / Отв. ред. М.П. Аралова. – Ростов н/ Д: Изд-во рост. гос. ун- та, 2001. – С. 85-106.

Ялов А.М. Ошибки проведения группо- вых занятий начинающими психотерапев- тами в процессе их обучения. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 1995. – № 3. – С. 75-79.

Ялом И. Групповая психотерапия: теория и практика. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – С. 551-570.

Загрузки

Опубликован

2015-08-30

Выпуск

Раздел

Общая психология

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)