Особенности регуляции эмоционально-волевой сферы студентов при изучении иностранного языка

Авторы

  • Светлана Владимировна Ефименко

Ключевые слова:

эмоции, высшие чувства, волевые качества, волевая регуляция, познавательная деятельность, личностные ценности, творческая деятельность, компетентность, инициативность, саморегуляция действий

Аннотация

В данной статье речь идет о развитии эмоционально-волевой сферы студентов на занятиях по иностранному языку в вузе. Особое внимание уделяется тому, как средствами иностранного языка можно формировать высшие чувства студентов, такие как: нравственные, интеллектуальные, эстетические. Различного рода коммуникативные практики, основанные на высоконравственном содержании учебных текстов, будут прививать интерес к изучению иностранного языка и развивать эмоциональную устойчивость студентов. В текстах, ко- торые используются на занятиях по иностранному языку ввузе, должно выражаться отношение человека к людям, к обществу, к своим обязан- ностям, к самому себе. Внушение студентам уверенности в своих силах способствует формированию волевых качеств личности. Но прежде всего сама организация учебного процесса на занятиях по иностранному языку в вузе должна способствовать развитию волевых качеств личности и стимулировать их саморегуляцию.

В статье также описаны технологии воспитания высших чувств при изучении иностранного языка в вузе. К ним относят: формирование эмо- ционального опыта, необходимого вбудущей профессиональной деятель- ности; предоставление студентам достаточной самостоятельности в учебной и общественной деятельности; внимательное отношение и уважение к студенту со стороны преподавателя и др. В статье также определены методы формирования волевых качеств у студентов на за- нятиях по иностранному языку в вузе. Наиболее значимыми, по мнению автора, являются следующие: формирование навыков преодоления воз- никающих трудностей; стимулирование положительного отношения студентов к учебе, будущей профессии; систематическое накопление опыта деятельности, требующей волевых усилий и др. В процессе целе- направленного педагогического воздействия при обучении иностранному языку ввузе у студентов формируются определенные качества личности. К этим качествам следует отнести: чувство личной ответственности за свое поведение; умение управлять собой, сохранять самоконтроль в  трудных  ситуациях;  навыки  соблюдения  установленного  порядка и многие другие.

Биография автора

Светлана Владимировна Ефименко

доцент кафедры иностранных языков Института управления в экономических, экологических и социальных системах Инженерно-технологической академии Южного федерального университета, кандидат психологических наук

Библиографические ссылки

Асмолов А. Г. Культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл, 2007. – 478 с.

Барабанов Д. Д. Развитие волевой регуляции студентов: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. – М., 2014. – 41 с.

Запорожец А. В. Изб. психол. тр.: В 2 т., Т II. Развитие произвольных движений. – М.: Педагогика, 1986. – 296 с.

Иванников В. А., Барабанов Д. Д., Монроз А. В., Шляпников В. Н., Эйдман Е. В. Место «Воля» в современной психологии // Вопросы психологии. – 2014. – № 2. – С. 15–23.

Иванников В. А. Воля: миф или реальность? // Вестник Московского университета. – Серия 14. Психология. – 1993. – № 2. – С. 70–73.

Иванова Л. Н. Эмоциональная саморегуля- ция будущего учителя в процессе подго- товки к профессиональной деятельности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. – Минск, 2001. – 18 с.

Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001. – 752 с.

Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказыва- ния. – М., 2005. – 287 с.

Леонтьев А. А. Психология общения. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.

Макар Л. В. Обучение профессионально- ориентированному общению на английском языке студентов неязыкового вуза: дисс. … канд. пед. наук. – СПб., 2000. – 257 с.

Петровский А. В. Психология развивающейся личности. – М.: Педагогика, 1987. – 158 с.

Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Воронеж, 1997. – 392 с.

Решетова З. А. Психологические основы профессионального обучения. – М., 1985. – 207 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 713 с.

Сорокина Я. В. Эмоционально-волевая регуляция активности в учебной деятельности студентов вуза: автореф. дисс.... канд. психол. наук. – Екатеринбург, 2012. – 29 с.

Якунин В. А. Педагогическая психология. – СПб.: Полиус, 1998. – 639 с.

Ausubel D. A. Educational psychology: a cog- nitive view. – New York: Holt, Rhinehart & Winston, 1999. – 182 p.

Bejarano Y. A cooperative small-group meth- odology in the language classroom // TESO & Quarterly. – 1987. – 21 (3). – pp. 483–504.

Betterich D. Bright Ideas. – USIA, 1992. – 64 p.

Hofmann W., Schmeichel B. J., Baddeley A. D. Executive functions and self-regulation // Trends in Cogn. Sci. – 2012. – V. 16 (3). – pp. 173–180.

Загрузки

Опубликован

2015-08-26

Выпуск

Раздел

Психология образования