Личностный профиль педагога дистанционного образования
Ключевые слова:
личностный профиль, дистанционное образование, самостоятельная деятельность, педагоги, компетентность, отношение, эффективностьАннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования педагогов дистанционного образования. С помощью контент-анализа педагоги были разделены на группы по критериям отношения к само- стоятельной деятельности учащихся. Выделены группы по когнитивному, эмоциональному, поведенческому критериям. Исследование лич- ностных сфер педагогов из трех групп, таких как сфера самоотношения и самооценки и сфера межличностных отношений, помогло выявить личностные и межличностные особенности педагогов дистанционного образования, характерные для наиболее эффективных представителей данной группы. Автором описываются личностные особенности педагогов выделенных групп, такие как самоотношение, представления о собственных качествах, самооценка; установлены различия в системе межличностных отношений. Делаются выводы о предрасположенности определенного типа личности педагога к использованию технологий инициации самостоятельной деятельности, в частности дистанционной технологии.
Автор делает вывод о том, что педагоги дистанционного образования делятся на более компетентных в вопросах технологий инициации самостоятельной деятельности учащихся педагогов и менее компетентных. Подчеркивается важность вывода о том, что у респондентов выявлен разный уровень систематичности применения технологий самостоя- тельной деятельности в практике, что отражается на эффектив- ности работы, в частности – на сохранности контингента учащихся. В статье приводятся общие закономерности личностных профилей всех педагогов дистанционного образования, такие как положительное самоотношение, средние показатели по факторам личностной силы, оценки, низкие значения активности, преобладает направленность на задачу и низкие показатели по шкале «общительность», т. е. выбор дистанционной формы является не случайным фактом в биографии педагогов. Приводятся также описания достоверных различий относительно таких качеств, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Теоретические и эмпирические выводы обосновывают идею, что у педагога дистанционного образования преобладает определенный тип личности, причем у более эффективных в этой области педагогов данные личностные черты выражаются более ярко.
Библиографические ссылки
Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Фоменко В. Т., Гриднева С. В., Звездина Г. П., Тащёва А. И., Юшко Г. Н. Управляемое самостоятельное обучение в условиях современного университета: теоретические аспекты и практические рекомендации: практико- ориентированная монография. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2014. – 400 с.
Абакумова И. В., Кагермазова Л. Ц. Технологии направленной трансляции смыслов в обу- чении // Российский психологический журнал. – 2008. – Т. 5. – № 4. – С. 56–64.
Абакумова И. В. Смыслообразование в учеб- ном процессе: дисс. … докт. псих. наук. – Ростов н/Д, 2003. – 480 с.
Аверьянов Л. Я. Контент-анализ // URL.: http:// www.knorus.ru/upload/pdf/228983.pdf
Богомолова Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 191 с.
Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2000. – 304 с.
Воловоденко А. С. Формирование компетенции старшеклассников профильной школы в самостоятельной учебной деятельности на основе мультимедиакомплекса: авторефе- рат … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2010.
Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. – М.: Сентябрь, 1996. – 112 с.
Иванова С. П. Учитель XXI в.: ноопсихологи- ческий подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности. – Псков: Изд-во ПГПИ им. С. М. Кирова, 2002. – 228 с.
Розина И. Н. Дистанционные и открытые формы обучения: организационные и методологические вопросы // Образовательные технологии и общество. – 2002. –Т. 5. – № 1. – С. 244–263.
Селевко Г. К. Современные образователь- ные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд- во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
Фоменко В. Т., Абакумова И. В., Тельнова О. В. Развивающая модель содержания обучения в общем образовании // Российский психологический журнал. – 2013. – Т. 10. –
№ 4. – С. 7–14.
Anson W. Effects of teaching self-monitoring in a distance learning course: Diss. PhD. – University of Southern California, USA, 2004.
Stosic L., Stosic I. Diffusion of innovation in modern school // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). – 2013. – 1 (1). – 5.
Tutorial teaching / Oxford learning institute // URL: https://www.learning.ox.ac.uk/