Личностный профиль педагога дистанционного образования

Авторы

  • Бакаева Ирина Александровна

Ключевые слова:

личностный профиль, дистанционное образование, самостоятельная деятельность, педагоги, компетентность, отношение, эффективность

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования педагогов дистанционного образования. С помощью контент-анализа педагоги были разделены на группы по критериям отношения к само- стоятельной деятельности учащихся. Выделены группы по когнитивному, эмоциональному, поведенческому критериям. Исследование лич- ностных сфер педагогов из трех групп, таких как сфера самоотношения и самооценки и сфера межличностных отношений, помогло выявить личностные и межличностные особенности педагогов дистанционного образования, характерные для наиболее эффективных представителей данной группы. Автором описываются личностные особенности педагогов выделенных групп, такие как самоотношение, представления о собственных качествах, самооценка; установлены различия в системе межличностных отношений. Делаются выводы о предрасположенности определенного типа личности педагога к использованию технологий инициации самостоятельной деятельности, в частности дистанционной технологии.

Автор делает вывод о том, что педагоги дистанционного образования делятся на более компетентных в вопросах технологий инициации самостоятельной деятельности учащихся педагогов и менее компетентных. Подчеркивается важность вывода о том, что у респондентов выявлен разный уровень систематичности применения технологий самостоя- тельной деятельности в практике, что отражается на эффектив- ности работы, в частности – на сохранности контингента учащихся. В статье приводятся общие закономерности личностных  профилей всех педагогов дистанционного образования, такие как положительное самоотношение, средние показатели по факторам личностной силы, оценки, низкие значения активности, преобладает направленность на задачу и низкие показатели по шкале «общительность», т. е. выбор дистанционной формы является не случайным фактом в биографии педагогов. Приводятся также описания достоверных различий относительно таких качеств, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Теоретические и эмпирические выводы обосновывают идею, что у педагога дистанционного образования преобладает определенный тип личности, причем у более эффективных в этой области педагогов данные личностные черты выражаются более ярко.

Биография автора

Бакаева Ирина Александровна

ассистент кафедры психологии образования Академии психологии и педагогики Южного федерального университета

Библиографические ссылки

Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Фоменко В. Т., Гриднева С. В., Звездина Г. П., Тащёва А. И., Юшко Г. Н. Управляемое самостоятельное обучение в условиях современного университета: теоретические аспекты и практические рекомендации: практико- ориентированная монография. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2014. – 400 с.

Абакумова И. В., Кагермазова Л. Ц. Технологии направленной трансляции смыслов в обу- чении // Российский психологический журнал. – 2008. – Т. 5. – № 4. – С. 56–64.

Абакумова И. В. Смыслообразование в учеб- ном процессе: дисс. … докт. псих. наук. – Ростов н/Д, 2003. – 480 с.

Аверьянов Л. Я. Контент-анализ // URL.: http:// www.knorus.ru/upload/pdf/228983.pdf

Богомолова Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 191 с.

Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2000. – 304 с.

Воловоденко А. С. Формирование компетенции старшеклассников профильной школы в самостоятельной учебной деятельности на основе мультимедиакомплекса: авторефе- рат … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2010.

Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. – М.: Сентябрь, 1996. – 112 с.

Иванова С. П. Учитель XXI в.: ноопсихологи- ческий подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности. – Псков: Изд-во ПГПИ им. С. М. Кирова, 2002. – 228 с.

Розина И. Н. Дистанционные и открытые формы обучения: организационные и методологические вопросы // Образовательные технологии и общество. – 2002. –Т. 5. – № 1. – С. 244–263.

Селевко Г. К. Современные образователь- ные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд- во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.

Фоменко В. Т., Абакумова И. В., Тельнова О. В. Развивающая модель содержания обучения в общем образовании // Российский психологический журнал. – 2013. – Т. 10. –

№ 4. – С. 7–14.

Anson W. Effects of teaching self-monitoring in a distance learning course: Diss. PhD. – University of Southern California, USA, 2004.

Stosic L., Stosic I. Diffusion of innovation in modern school // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). – 2013. – 1 (1). – 5.

Tutorial teaching / Oxford learning institute // URL: https://www.learning.ox.ac.uk/

Загрузки

Опубликован

2015-08-26

Выпуск

Раздел

Психология образования