Изобразительное творчество личности как основа диагностико-коррекционной работы психолога

Авторы

  • Елена Валерьевна Зинченко

Ключевые слова:

творчество, изобразительное творчество, этапы творческого процесса, диагностико-коррекционная деятельность, терапия изобразительным творчеством, арт-терапевтические занятия

Аннотация

В статье проводится анализ проблематики изобразительного творчества в контексте диагностико-коррекционной деятельности психолога. В ней даны различные подходы отечественных психологов к феномену творчества, приводятся определения творчества разных авторов. Классификации видов творчества представлены в виде таблицы с указанием критериев классификаций.

Продукты изобразительного творчества личности рассматриваются как ценный материал, который может использовать психолог для решения задач пси- ходиагностики и психокоррекции. Акцентируется внимание на том, что терапия изобразительным творчеством помогает личности избавиться от многих пси- хологических проблем. указывается на эффективность работы таким методом с тревожностью, агрессивностью, низкой ситуативной самооценкой.

Статья содержит как теоретический материал, так и анализ некоторых практических наработок автора.

Биография автора

Елена Валерьевна Зинченко

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности Академии психологии и педагогики ЮФУ

Библиографические ссылки

Балл Г.А. Нормы деятельности и творческая активность личности // Вопр. психологии. – 1990. – № 6. – С. 25–34.

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 320 с.

Гут Р. О творчестве в науке и технике // Вопр. психологии. – 2007. – № 2. – С. 130–139.

Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художествен- ного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2003.

Зинченко Е.В. Введение в теорию и практику арт-терапии: Методические указания по спец- курсу «Основы арт-терапии». – Ростов-на-Дону, 2006. – 38 с.

Калошина И.П. Психология творческой деятельности: Учебное пособие для вузов. – М: ЮНИТИ- ДАНА, 2003. – 431 с.

Китаев-Смык Л.А. Факторы напряжённости творческого процесса // Вопр. психологии. – 2007. – № 3. – C. 69–82.

Копытин А.И. Системная арт-терапия. – СПб.: Питер, 2002. – 224 с.

Лебедева Л.Д. Рисунок в психологической диагностике и арт-терапии // Национальный психологический журнал. – 2007. – № 1 (2). – С. 132–136.

Леонтьев Д.А. Пути развития творчества: личность как определяющий фактор // Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности. Материалы чтений памяти Л.С. Выготского: 4-я Междунар. Конфер. – М.: РГГУ, 2004. – С. 214–223.

Максимова С.В. Творчество: созидание или деструкция? – М.: Академ. Проект, 2006.

Максимова С.В. Творческая активность у лиц с наркотической зависимостью // Вопр. психологии – 2006. – № 1. – С. 118–127.

Николаева Е.И. Психология детского творчества. – СПб.: Речь, 2006. – 220 с.

Пономарёв Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества: Уч. пособие. – КДУ, 2006.

Ромицына Е.Е. Здоровье глазами детей: опыт психологического анализа детских рисунков // Вопросы психологии. – 2006. – № 1. – С. 39–47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Т.II. – М.: Педагогика, 1989. – С. 49–93.

Страхов И.В. Психология литературного творчества. – М.: Институт практической психологии, 2001.

Сусанина И.В. Ведение в арт-терапию: Уч. пособие. – М.: Когито-центр, 2007. – 95 с.

Шульц О.Б. Развитие творческого потенциала учащихся в личностно-ориентированном образовании: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2005.

Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М. Знание, 1971. – 47 с.

Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопр. психологии. – 1985. – № 6. – С. 14–26.

Загрузки

Опубликован

2015-08-31

Выпуск

Раздел

Психология личности

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)