Изобразительное творчество личности как основа диагностико-коррекционной работы психолога
Ключевые слова:
творчество, изобразительное творчество, этапы творческого процесса, диагностико-коррекционная деятельность, терапия изобразительным творчеством, арт-терапевтические занятияАннотация
В статье проводится анализ проблематики изобразительного творчества в контексте диагностико-коррекционной деятельности психолога. В ней даны различные подходы отечественных психологов к феномену творчества, приводятся определения творчества разных авторов. Классификации видов творчества представлены в виде таблицы с указанием критериев классификаций.
Продукты изобразительного творчества личности рассматриваются как ценный материал, который может использовать психолог для решения задач пси- ходиагностики и психокоррекции. Акцентируется внимание на том, что терапия изобразительным творчеством помогает личности избавиться от многих пси- хологических проблем. указывается на эффективность работы таким методом с тревожностью, агрессивностью, низкой ситуативной самооценкой.
Статья содержит как теоретический материал, так и анализ некоторых практических наработок автора.
Библиографические ссылки
Балл Г.А. Нормы деятельности и творческая активность личности // Вопр. психологии. – 1990. – № 6. – С. 25–34.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 320 с.
Гут Р. О творчестве в науке и технике // Вопр. психологии. – 2007. – № 2. – С. 130–139.
Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художествен- ного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2003.
Зинченко Е.В. Введение в теорию и практику арт-терапии: Методические указания по спец- курсу «Основы арт-терапии». – Ростов-на-Дону, 2006. – 38 с.
Калошина И.П. Психология творческой деятельности: Учебное пособие для вузов. – М: ЮНИТИ- ДАНА, 2003. – 431 с.
Китаев-Смык Л.А. Факторы напряжённости творческого процесса // Вопр. психологии. – 2007. – № 3. – C. 69–82.
Копытин А.И. Системная арт-терапия. – СПб.: Питер, 2002. – 224 с.
Лебедева Л.Д. Рисунок в психологической диагностике и арт-терапии // Национальный психологический журнал. – 2007. – № 1 (2). – С. 132–136.
Леонтьев Д.А. Пути развития творчества: личность как определяющий фактор // Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности. Материалы чтений памяти Л.С. Выготского: 4-я Междунар. Конфер. – М.: РГГУ, 2004. – С. 214–223.
Максимова С.В. Творчество: созидание или деструкция? – М.: Академ. Проект, 2006.
Максимова С.В. Творческая активность у лиц с наркотической зависимостью // Вопр. психологии – 2006. – № 1. – С. 118–127.
Николаева Е.И. Психология детского творчества. – СПб.: Речь, 2006. – 220 с.
Пономарёв Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976.
Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества: Уч. пособие. – КДУ, 2006.
Ромицына Е.Е. Здоровье глазами детей: опыт психологического анализа детских рисунков // Вопросы психологии. – 2006. – № 1. – С. 39–47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Т.II. – М.: Педагогика, 1989. – С. 49–93.
Страхов И.В. Психология литературного творчества. – М.: Институт практической психологии, 2001.
Сусанина И.В. Ведение в арт-терапию: Уч. пособие. – М.: Когито-центр, 2007. – 95 с.
Шульц О.Б. Развитие творческого потенциала учащихся в личностно-ориентированном образовании: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2005.
Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М. Знание, 1971. – 47 с.
Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопр. психологии. – 1985. – № 6. – С. 14–26.