Использование арт-терапии в коррекции тревожности младших школьников

Авторы

  • Елена Валерьевна Зинченко

Ключевые слова:

тревожность, страхи, посттравматические нарушения, арт-терапевтическая диагностика, рисуночный тест, групповая арт-терапия, динамика эмоционального состояния

Аннотация

В статье поднимается проблема повышенной тревожности младших школьников, подчеркивается важность и актуальность ее решения в условиях современности.

Приведены  данные  психодиагностического  исследования тревожности с помощью комплексного методического инструментария, включившего как традиционные опросники и проективные тесты, так и новые арт- терапевтические методики.

Описаны результаты применения арт-терапии к работе с группой младших школьников с повышенной тревожностью. На основе субъективных самоотчетов школьников, данных экспертов (учителей) и многократных объективных замеров, делается вывод об эффективности применения арт-терапевтического подхода в работе с тревожностью.

Биография автора

Елена Валерьевна Зинченко

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности Академии психологии и педагогики ЮФУ

Библиографические ссылки

Алхазишвили А.А., Имедадзе Н.В. Исследование уровня тревожности в экспериментальном и обычном классах // Экспериментальные иссле- дования по проблемам перестройки начального обучения. – Тбилиси, 1969.

Березин В.Ф. Психическая адаптация и тревога / Психические состояния. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2000. С. 219-229.

Васильева Т.Н. Психологическая и социологическая служба в школе. Чего боятся младшие школьники // Образование. – 2001. № 6.

Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников // Вопр. Психологии. 1982. № 3.

Жигарькова О.П. Время тревожных детей // Мы и мир. Психологическая газета. 2001. №1.

Ирвуд Ч., Федорко М., Хольцман Э., Монтанари Л., Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста «Нарисуй историю» // Меж- дународный журнал арт-терапии «Исцеляющее искусство». 2004. – Т.7. №3. – С. 51-64.

Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб.: Речь, 2005.

Казачкова В.Г. Метод незаконченных предло- жений при изучении отношений личности // Вопросы психологии. 1989. №3.

Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб.: Речь, 2006.

Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2002.

Копытин А.И. Тест «Нарисуй историю»: учебно- методическое пособие. СПб.: Речь, 2003.

Лебединский В.В., Никольская О.С. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.:МГУ, 1990.

Лямкина О.С., Ветер Т.В. Стресс в школьной жизни // Образование в современной школе. 2003. № 3.

Оздоровление детей–жертв военных конфликтов. Опыт работы Ростовского регионального обще- ственного движения пострадавших в чеченском конфликте / Авторы-составители: В. Катрецкий, Т. Валитова, И. Куклеева и др. Ростов-на-Дону: ООО «Талер», 2000.

Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребёнка. СПБ.: Речь, 2002.

Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.-Воронеж: ЮНИТИ, 2000.

Хусейн С.А., Холкомб В.Р. Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков. М.:«Сострадание», 1997.

Загрузки

Опубликован

2015-09-07

Выпуск

Раздел

Психология личности

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)