Использование арт-терапии в коррекции тревожности младших школьников
Ключевые слова:
тревожность, страхи, посттравматические нарушения, арт-терапевтическая диагностика, рисуночный тест, групповая арт-терапия, динамика эмоционального состоянияАннотация
В статье поднимается проблема повышенной тревожности младших школьников, подчеркивается важность и актуальность ее решения в условиях современности.
Приведены данные психодиагностического исследования тревожности с помощью комплексного методического инструментария, включившего как традиционные опросники и проективные тесты, так и новые арт- терапевтические методики.
Описаны результаты применения арт-терапии к работе с группой младших школьников с повышенной тревожностью. На основе субъективных самоотчетов школьников, данных экспертов (учителей) и многократных объективных замеров, делается вывод об эффективности применения арт-терапевтического подхода в работе с тревожностью.
Библиографические ссылки
Алхазишвили А.А., Имедадзе Н.В. Исследование уровня тревожности в экспериментальном и обычном классах // Экспериментальные иссле- дования по проблемам перестройки начального обучения. – Тбилиси, 1969.
Березин В.Ф. Психическая адаптация и тревога / Психические состояния. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2000. С. 219-229.
Васильева Т.Н. Психологическая и социологическая служба в школе. Чего боятся младшие школьники // Образование. – 2001. № 6.
Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников // Вопр. Психологии. 1982. № 3.
Жигарькова О.П. Время тревожных детей // Мы и мир. Психологическая газета. 2001. №1.
Ирвуд Ч., Федорко М., Хольцман Э., Монтанари Л., Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста «Нарисуй историю» // Меж- дународный журнал арт-терапии «Исцеляющее искусство». 2004. – Т.7. №3. – С. 51-64.
Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб.: Речь, 2005.
Казачкова В.Г. Метод незаконченных предло- жений при изучении отношений личности // Вопросы психологии. 1989. №3.
Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб.: Речь, 2006.
Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2002.
Копытин А.И. Тест «Нарисуй историю»: учебно- методическое пособие. СПб.: Речь, 2003.
Лебединский В.В., Никольская О.С. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.:МГУ, 1990.
Лямкина О.С., Ветер Т.В. Стресс в школьной жизни // Образование в современной школе. 2003. № 3.
Оздоровление детей–жертв военных конфликтов. Опыт работы Ростовского регионального обще- ственного движения пострадавших в чеченском конфликте / Авторы-составители: В. Катрецкий, Т. Валитова, И. Куклеева и др. Ростов-на-Дону: ООО «Талер», 2000.
Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребёнка. СПБ.: Речь, 2002.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.-Воронеж: ЮНИТИ, 2000.
Хусейн С.А., Холкомб В.Р. Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков. М.:«Сострадание», 1997.