Рефлексивные технологии: перспективы использования в обучении студентов

Авторы

  • Елена Владимировна Белова
  • Виктория Александровна Прохорова

Ключевые слова:

образовательные технологии, рефлексия, рефлексивные технологии, ценностные ориентации, смысловые центрации личности

Аннотация

Изученные образовательные технологии, инициирующие в ходе учебного процесса развитие рефлексивного потенциала личности, выступают в качестве рефлексивных образовательных технологий. Они являются составной частью субъект – субъектной модели обучения и инициируют раскрытие, рас- кристаллизацию смысла студентов по отношению к постигаемому учебному содержанию. Последнее не является самоценным для ученика до тех пор, пока не раскрыт его личностный смысл для познающего субъекта.

Биографии авторов

Елена Владимировна Белова

ст. преподаватель кафедры общей биоорганической химии Московского государственного медицинского университета

Виктория Александровна Прохорова

преподаватель английского языка ГОУ СПО РО «Шахтинский медицинский колледж им. Г.В. Кузнецовой»

Библиографические ссылки

Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. – 2001. № 2. С. 74-85.

Василюк Ф.Е. Переживания и рефлексия // Рефлексия в науке и обучении. Тезисы докладов и сообщений. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 1984. – С. 124-125.

Голицин Г.А. Рефлексия как фактор развития // Проблемы рефлексии в научном познании. Сб. науч. тр. Куйбышев, КГУ, 1983. С. 54-59.

Захарова А.В., Боцманова М.Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982. С. 152-168.

Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М. Смысл, 1999. – 314 с.

Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование учебном процессе (Психолого- дидактический подход). – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 2003. – 480 с.

Абакумова И.В. Дифференцированная организация учебного процесса как фактор смыслообразования учащихся // Научная мысль Кавказа. 2002. № 9. С. 117-127.

Анисимов О.С. Рефлексивная культура и обучение мыслетехнике // Прикладная эргономика. Специальный выпуск. Рефлексивные процессы. – 1994. № 1. – С. 64-66.

Асмолов А.Г. Практическая психология как фактор конструирования образовательного пространства личности // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. – С. 239-249.

Леонтьев Д.А., Мандринова Е.Ю. Моделирование

«экзистенциальной дилеммы»: эмпирическое исследование личностного выбора // Вестник Московского университета. – 2005. – Серия 14. Психология. № 4. С. 37-42.

Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983.

№ 2. С. 35-42.

Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека // Вопросы психологии. – 2003. № 6. С. 7-16.

Загрузки

Опубликован

2015-09-07

Выпуск

Раздел

Педагогическая психология