Теоретико-психологические аспекты изучения самосознания в связи с эмоциональными особенностями личности
Ключевые слова:
самосознание, самооценка, самоотношение, Я-концепция, Я-образ, эмоциональные особенности, эмоциональное состояние, тревожность, агрессивность, фундаментальные эмоции, подростковый возрастАннотация
В статье обобщаются и обозначаются теоретико-психологические аспекты изучения самосознания в связи с эмоциональными особенностями личности: «самосознание – устойчивые эмоциональные состояния личности»; «самосознание – ситуативные эмоциональные состояния»;«самосознание – переживаемые личностью фундаментальные эмоции»;«самосознание – эмоциональные особенности личности вконтексте иных индивидуально-психологических детерминант (пол, возраст, социальное положение и др.)». Анализируется степень разработанности каждого из выделенных аспектов. Отмечается наибольшая изученность, в связи с эмоциональными особенностями личности, таких феноменов самосознания, как: самооценка, самоотношение, Я-концепция и Я-образ.
В рамках изучения индивидуально-психологических детерминант самосо- знания акцентируется внимание наизменениях, происходящих всодержании самосознания в детском, подростковом и пожилом возрастах. Отмечается связь между содержанием отдельных феноменов самосознания и эмоциональными особенностями личности в подростковом возрасте. Описывается предпринятое эмпирическое исследование, нацеленное на изучение взаимо- связи высоты самооценок подростков с эмоциональными особенностями их личности. В исследовании приняли участие 40 старшеклассников (16–17 лет) школ г. Ростова-на-Дону. В качестве самооценок рассматривались оценки подростками собственных индивидных, субъектно-деятельностных и личностных черт. Старшеклассники осуществляли самооценивание собственных наличных свойств (актуальная самооценка), желаемых ими свойств (идеальная самооценка), а также тех свойств, которые, по их мне- нию, относят к ним другие люди (отраженная самооценка). Выдвигается гипотеза о преимущественном влиянии на каждую из самооценок подростка устойчивых эмоционально-личностных черт.
Результаты исследования свидетельствуют о наличии корреляционной отрицательной связи между личностной тревожностью и высотой самооценок (актуально-индивидной, отраженно-индивидной и отраженно- личностной) подростка. Установлено преимущественное влияние эмоцио- нальной стабильности (фактор С+ 16-PF Кэттелла) на высоту актуальных самооценок (индивидной, субъектно-деятельностной и личностной) подростка, а также преимущественное влияние уровня самоконтроля (фактор Q3 + 16-PF Кэттелла) на высоту отраженной субъектно-деятельностной самооценки подростка.
Библиографические ссылки
Абакарова Э. Г. Диагностика и коррекция тревожности у детей 5–7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Ставрополь, 2003. – 22 с.
Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. – М.: ООО Проект-Ф, 2001. – 85 с.
Бороздина Л. В. Что такое самооценка // Психологический журнал. – 1992. – № 4. – С. 25–27.
Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. Platinum Edition: Пер. с нем. – СПб.: ООО ДиаСофтЮП, 2005. – 335 с.
Джанерьян С. Т. Структура типов профессиональных Я-концепций // Российский психологический журнал. – 2005. – Т. 2. –
№ 3. – С. 78–92.
Изард К. Эмоции человека. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 440 с.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
Копченова Е. Е. Детская агрессивность как качество личности: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 2000. – 22 с.
Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – М.: Бахрах-М, 2011. – 576 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1989. – 485 с.
СамитоваО.В. Психологические особенности
«Я-концепции» тревожных детей младшего школьного возраста: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Астрахань, 2002. – 22 с.
Селезнева О. В. Динамика становления когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов самосознания на протяжении подросткового и юношеского возрастов: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Комсомольск-на-Амуре, 2006. – 22 с.
Куан Ч. Ш. Взаимосвязь самооценки и механизмов совладания при депрессии и наркомании: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – СПб., 2006. – 22 с.
Мосина Н. А. Особенности развития самосознания часто болеющих младших школьников: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Казань, 2006. – 22 с.
Никитин А. В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 2006. – 22 с.
Озерова С. А. Психологические особенности структуры личности тревожного подростка: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 1999. – 22 с.
Столин В. В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 286 с.
Тевосян Н. Р. Самосознание лиц, склонных к инструментальной агрессии: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 2011. – 22 с.
Федякин А. А. Педагогическая коррекция тревожности студентов методами физического тренинга: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Сочи, 2003. – 22 с.
Чепелева М. Л. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Краснодар, 2001. – 22 с.
Rochat Ph. Others in Mind. Social Origins of Self-Consciousness. – New York: Cambridge University Press, 2009.