Самоотношение в связи с особенностями эмоциональной сферы личности обучающихся и работающих молодых людей
Ключевые слова:
самоотношение, самоинтерес, самоуважение, аутосимпатия, положительное отношение, эмоциональная сфера, личность, эмоциональный интеллект, школьники, студентыАннотация
В статье обозначаются направления изучения связи «самоотношение – эмоциональность». Анализируются взаимосвязь и зависимость самоотношения и его видов от феноменов эмоциональной сферы личности, рассмотренной в контексте представлений С. Л. Рубинштейна о строении личности и психическом облике человека.
Описываются результаты эмпирического исследования, нацеленного на изучение данной взаимосвязи и взаимозависимости, в котором приняли участие 46 старшеклассников (16–17 лет), учащиеся средних образовательных школ г. Ростова-на-Дону, а также 44 студента ЮФУ (19–20 лет). Выдвигаются гипотезы: о различном удельном весе отдельных видов самоотношения в структуре интегрального самоотношения школьников и студентов, юношей и девушек; о преимущественном влиянии различных эмоционально-личностных черт молодых людей на их интегральное самоотношение и его виды. Анализируются множественные корреляционные связи между показателями самоотношения и особенностями эмоциональной сферы школьников и студентов различных полов. Результаты исследования свидетельствуют о выраженности в наибольшей степени самоуважения в интегральном самоотношении как школьников, так и студентов; в наименьшей – самоинтереса у школьников и ожидания положительного отношения Других у студентов.
Выявлены: преимущественное влияние эмоциональной стабильности (фактор С+ 16-PF) и излишней удовлетворенности (фактор Q4– 16-PF) на интегральное самоотношение и виды самоотношения, имеющие внутренние оценочные основания (аутосимпатия и самоинтерес) у школьников и студентов; преимущественное влияние уровня развития эмоционального интеллекта на виды самоотношения, имеющие внешние оценочные основания (самоуважение и ожидание положительного отношения Других) у школьников и студентов. Установлена обусловленность полом различий в содержании личностных черт, влияющих на интегральное самоотношение: у юношей – расслабленности (излишней удовлетворенности) (фактор Q4– 16-PF), у девушек – эмоциональной стабильности (фактор С+ 16-PF).Библиографические ссылки
Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. В 2 т. Т. 1. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. – 412 с.
Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. – СПб.: ДиаСофтЮП, 2005. – 335 с.
Выготский Л. С. Проблема сознания // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1982. – 357 с.
Дарижапова М. Н. Акмеологические особенности самоотношения: дисс. … канд. психол. наук. – М., 2010. – 173 с.
Джанерьян С. Т. Структура типов профессиональных Я-концепций // Российский психологический журнал. – 2005. – Т. 2. – № 3. – С. 78–92.
Додонов Б. И. Эмоции как ценность. – М., 1978.
Изард К. Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2011. – 464 с.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2011. – 782 с.
Кочеткова Т. Н. Специфика видов самоотношения личности в зависимости от выраженности эмоциональных компонентов: дисс. … канд. психол. наук. – Хабаровск, 2011. – 218 с.
Кропачева М. Н. Психологические особенности самоотношения у младших школьников с ЗПР: дисс. … канд. психол. наук. – Нижний Новгород, 2010. – 224 с.
Манянина Т. В. Эмоциональный интеллект в структуре культуры личности: дисс. … канд. психол. наук. – Барнаул, 2010. – 241 с.
Мясищев В. Н. Психология отношений. – М.: Изд-во МПСИ, 2005. – 158 с.
Обухова Ю. В. Самоуважение как фактор самоотношения личности (по материалам франкоязычных авторов) // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2012. – № 10/4. – С. 37–42.
Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. – 100 с.
Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – М.: Бахрах-М, 2011. – 576 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: Т. 1. – СПб: Питер, 2000. – 712 с.
Столин В. В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 286 с.
Dzhaneryan S. T., Gvozdeva D. I., Astafyeva I. N., Obuhova Yu. V. Frustration features of city students // The Social Sciences. – 2015. – no. 10 (6). – pp. 1443–1448.
Rochat P. Others in mind. Social origins of self-consciousness. – N. Y.: Cambridge University Press, 2009.