Круг общения студентов ограничивается одногруппниками: анализ ситуации с помощью смысловых конструктов и диспозиций
DOI:
https://doi.org/10.21702/ncpb.2023.3.2Аннотация
Введение. В данной работе рассматривается уровень общения студентов со своими одногруппниками, однокурсниками, студентами других направлений и факультетов. На практике зачастую отмечается тенденция студентов ограничиваться общением только с одногруппниками. C чем связана такая ограниченность, каково отношение студентов к студентам из параллельных групп, других специальностей и факультетов? Целью нашего исследования является рассмотрение смысловых конструктов и смысловых диспозиций студентов в сфере их общения между собой. Методы. В качестве инструмента исследования использовался анализ смысловых конструктов и диспозиций студентов. В рамках исследования было опрошено 118 студентов факультета психологии Южного федерального университета в возрасте от 18 до 24 лет. Применялись такие методики, как: авторская анкета-опросник, включающая в себя 4 вопроса на выявление смысловых конструктов и 4 вопроса на выявление смысловых диспозиций студентов относительно их общения с другими студентами, методика В. Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности», методика В. А. Федоришина «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС)». Результаты. Авторская анкета-опросник выявила, что количество положительно направленных конструктов и диспозиций в отношении общения с одногруппниками у студентов намного превышает это количество в отношении общения с другими студентами. При этом в группе респондентов с положительно направленными конструктами уровень коммуникативных (p = 0,01) и организаторских (p = 0,03) склонностей в среднем выше, чем у группы респондентов с отрицательно направленными конструктами. Обсуждение результатов. Полученные данные согласуются с мнением авторов, изучавших общение студентов в университете, и, в частности, общение студентов между собой. Можно сказать, что наблюдается замкнутый круг: чем меньше студенты общаются между собой, тем меньше они знают друг о друге, тем меньше у них представлений о полезности друг друга, вследствие этого у них меньше развиваются коммуникативные навыки в университете и они замыкаются на общении со студентами своей группы.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Нина В. Смирнова, Виктория Л. Лесникова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.