Круг общения студентов ограничивается одногруппниками: анализ ситуации с помощью смысловых конструктов и диспозиций

Авторы

  • Нина В. Смирнова Южный федеральный университет
  • Виктория Л. Лесникова Южный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.21702/ncpb.2023.3.2

Аннотация

Введение. В данной работе рассматривается уровень общения студентов со своими одногруппниками, однокурсниками, студентами других направлений и факультетов. На практике зачастую отмечается тенденция студентов ограничиваться общением только с одногруппниками. C чем связана такая ограниченность, каково отношение студентов к студентам из параллельных групп, других специальностей и факультетов? Целью нашего исследования является рассмотрение смысловых конструктов и смысловых диспозиций студентов в сфере их общения между собой. Методы. В качестве инструмента исследования использовался анализ смысловых конструктов и диспозиций студентов. В рамках исследования было опрошено 118 студентов факультета психологии Южного федерального университета в возрасте от 18 до 24 лет. Применялись такие методики, как: авторская анкета-опросник, включающая в себя 4 вопроса на выявление смысловых конструктов и 4 вопроса на выявление смысловых диспозиций студентов относительно их общения с другими студентами, методика В. Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности», методика В. А. Федоришина «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС)». Результаты. Авторская анкета-опросник выявила, что количество положительно направленных конструктов и диспозиций в отношении общения с одногруппниками у студентов намного превышает это количество в отношении общения с другими студентами. При этом в группе респондентов с положительно направленными конструктами уровень коммуникативных (p = 0,01) и организаторских (p = 0,03) склонностей в среднем выше, чем у группы респондентов с отрицательно направленными конструктами. Обсуждение результатов. Полученные данные согласуются с мнением авторов, изучавших общение студентов в университете, и, в частности, общение студентов между собой. Можно сказать, что наблюдается замкнутый круг: чем меньше студенты общаются между собой, тем меньше они знают друг о друге, тем меньше у них представлений о полезности друг друга, вследствие этого у них меньше развиваются коммуникативные навыки в университете и они замыкаются на общении со студентами своей группы.

Загрузки

Опубликован

2023-09-30

Выпуск

Раздел

Общая психология, психология личности