К проблеме адаптации студентов-первокурсников высших учебных заведений гуманитарного профиля

Авторы

  • Виктория Д. Вороная Южный федеральный университет
  • Евгений А. Проненко Южный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.21702/ncpb.2022.4.3

Аннотация

Во «Введении» говорится о том, что ввиду динамичной смены образовательных условий вопрос адаптации студентов-первокурсников остается актуальным. С одной стороны, проблемы остаются теми же, с другой – возникают трудности, связанные с изменениями общественной обстановки. Целью данного исследования является анализ трудностей и проблем, характерных для студентов-первокурсников, и оценка их субъективной трудности. Новизна исследования заключается в дополнении существующих исследований проблемами, ранее не поднимающимися или мало освещенными авторами (например, негативные чувства у студентов после ответа на семинаре, сравнение себя с одногруппниками). Методы: использован авторский опросник из 14 вопросов, позволяющий с помощью семантического дифференциала оценить субъективную трудность воспринимаемых студентами проблем; результаты были проанализированы с помощью математической обработки и контент-анализа. Результаты: трудностями, характерными для половины всех опрошенных, выступают ощущение неопределенности времени начала семестра (особо тревожащий 22% опрошенных), страх ошибаться (особо значимый для 33% студентов) и страх не найти контакт с одногруппниками (также значимый для 33% студентов). На момент исследования 68% первокурсников отмечают стабилизацию ситуации и решение проблем, однако 32% указывают на оставшиеся беспокоящие трудности. Из них 21% студентов отмечают негативные переживания после ответов на семинаре, 15% - страх ошибиться, 15% - проблему сравнения себя с одногруппниками, 13% и 10% - проблемы внутригрупповой сплоченности и планирования времени соответственно.  63% первокурсников указали на значительную помощь в адаптации кураторов и наставников. В обсуждении результатов указывается на определенную согласованность ряда проблем, что отсылает к актуальности практического применения исследований.  

Биографии авторов

Виктория Д. Вороная, Южный федеральный университет

студент

Евгений А. Проненко, Южный федеральный университет

кандидат психологических наук, доцент

Загрузки

Опубликован

2022-12-30

Выпуск

Раздел

Психология образования