Психологическое сопровождение развития детей раннего возраста в условиях депривации

Авторы

  • Анастасия Александровна Чернова

Ключевые слова:

психическая, сенсорная и материнская депривация, депривационная ситуация, психическое развитие, эмоциональное развитие, неконгруэнтность, мультидисциплинарность, взаимодействие, социальная незащищенность, психологическое сопровождение

Аннотация

Статья посвящена анализу отечественных и зарубежных исследований, изучающих специфические особенности развития детей, воспитывающихся в домах ребенка. Отражен исторический экскурс по проблемам воспитания детей в сиротских учреждениях или семьях, а также особенности психологи- ческого сопровождение ребенка в депривированных условиях.

Биография автора

Анастасия Александровна Чернова

кандидат психолологических наук, ст. преподаватель кафедры психологии развития и акмеологии Академии психологии и педагогики ЮФУ

Библиографические ссылки

Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанности у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. – М., 2003.

Айзенберг Б.И., Кондрашин В.И., Кузнецов Н.В. Некоторые социальные и медико-педагогические проблемы развития детей-сирот раннего возраста // Дефектология. – 1990. – № 1. – С. 76–81.

Барднер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – Кишинев; СПб., 1993.

Басюк В.С. Психолого-педагогичекое сопровждение как условие компенсирования состояния психической депривации у детей-сирот: Дисс. … канд. псих. наук. – Иркутск, 2004.

Галигузова Л.Н . Проблемы социальной изоляции детей // Вопросы психологии. – 1996. – № 3. – С. 101–117.

Ильина М.Н. Развитие ребенка от первого дня до шести лет. – СПб., 2001.

Комплексное сопровождение детей-сирот / Под науч. ред. Л.М .Шипицыной // Материалы научно-практической конференции. – СПБ., 2003. – 93 с.

Комплексное сопровождение и коррекция раз- вития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. – СПб.: Ин-т спец. Педагогики и психологии, 2000. – 106 с.

Конькова М.Ю. Выражение эмоций на лицах детей раннего возраста в домах ребенка в ситуации диадных отношений: Дисс. … канд.псих.наук. – Санкт-Петербург, 2006.

Лисина М.И. Возникновение и развитие непосредственно-эмоционального общения у детей первого полугодия жизни// Развитие обще- ния у дошкольников // Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М., 1974.

Лисина М.И., Авдеева Н.Н. Развитие представлений о себе у ребенка первого года жизни// Исследо- вания по вопросам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной – М., 1980.

Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб., 1999.

Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 39–52.

Солоед К.В. Психическое развитие младенцев в условиях социальной депривации: Дисс. … канд. псих. наук. – М., 1997.

Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие . – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 628 с.

Загрузки

Опубликован

2015-08-31

Выпуск

Раздел

Педагогика и педагогическая психология