Изучение коммуникативной толерантности старших подростков

Авторы

  • Жанна Ю. Кара Южный федеральный университет http://orcid.org/0000-0002-6987-2531
  • Алёна Викторовна Акулинчева Южный федеральный университет
  • Владислав И. Котельников Южный федеральный университет

Ключевые слова:

коммуникативная толерантность, старшие подростки, образ партнера, личностные особенности, толерантная личность, общение, конфликты, ценности, самооценка

Аннотация

В статье рассматриваются основные подходы к исследованию коммуникативной толерантности в подростковом возрасте. Данная тема не перестает быть актуальной, т. к. различные конфликтные ситуации продолжают оставаться реальными фактами действительности. К тому же средства массовой коммуникации постоянно освещают такие острые моменты современной действительности, тем самым поддерживая интерес у населения. Все чаще в появляющейся информации наблюдается тенденция омоложения участников конфликтов. Новизна исследования заключается в изучении коммуникативной толерантности подростков, проживающих в Ростовской области, и принятия образа партнера по общению.

Использованы анкетирование, тестирование, статистический анализ результатов (факторный анализ, анализ Спирмена). Объектом выступили 20 старших подростков (15−18 лет), проживающие в Ростовской области.

Рассмотрены различные источники современной научной литературы по предмету и объекту исследования. Подобраны психодиагностические методики, релевантные предмету исследования. Выявлены особенности коммуникативной толерантности современных старших подростков. Авторы делают следующие выводы: личностные особенности старших подростков определяют идеальные характеристики партнера по общению в кругу сверстников, что выражается в следующем – неприятие индивидуальности Другого указывает на критическое отношение к себе самому, склонность к категоричности/консерватизму указывает на желание общения с умным партнером, высокая самооценка показывает нетерпимость к упрямству партнера, показатель фактора активности указывает на значимость собеседника, умеющего слушать.

Определены личностные особенности старших подростков, определяющие идеальные характеристики партнера по общению в кругу сверстников. Образ партнера по общению у старших подростков в связи с коммуникативной толерантностью имеет определенные особенности – использование себя в качестве образца, наличие интолерантности к дискомфорту (физическому или психическому) и фактора активности.

Биографии авторов

Жанна Ю. Кара, Южный федеральный университет

доцент кафедры общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета

Алёна Викторовна Акулинчева, Южный федеральный университет

магистрант Академии психологии и педагогики Южного федерального университета

Владислав И. Котельников, Южный федеральный университет

магистрант Академии психологии и педагогики Южного федерального университета

Библиографические ссылки

Марцинковская Т. Д. Профилактика экстремистских установок подростков и молодежи // Образовательная политика. 2016. № 3 (73). С. 26–34.

Почебут И. Г. Ассертивность и толерантность в межкультурном взаимодействии // Социальная психология и общество. 2017. № 8 (3). С. 8–19.

Фетискин Н. П. Практическая девиантология: Учебно-методическое пособие. М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. 272 с.

Чебыкина О. А. Формирование толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия: дисс. … канд. психол. наук. Шадринск, 2015. 188 с.

Шамионов Р. М. Отношение к изменениям и толерантность к неопределенности как предикторы адаптивности и адаптационной готовности // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14, № 2. С. 90–104. DOI: 10.21702/rpj.2017.2.5

Юдина А. М. Диагностика корреляций коммуникативных составляющих в гуманитарном образовании при формировании социокультурной толерантности у старшеклассников // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6 (55). С. 140–142.

Martin J. N., Nakayama T. K. Intercultural communication in contexts. Mayfield Publishing Company, 2000.

Peffley M., Knigge P., Hurwitz J. A multiple values model of political tolerance // Political Research Quaraterly. 2001. Vol. 54, № 2. P. 379–406.

Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. 2001. № 1–2. С. 8–19.

Балданова Е. А. Модель процесса развития коммуникативной толерантности // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2018. Т. 80, № 1 (75). С. 110–116.

Бекетова А. П., Куприна Т. В. Теоретико-методологические подходы к определению межкультурной коммуникативной толерантности // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 4, № 1. С. 37–40.

Белашева И. В. Индивидуально-типологические особенности личности в построении моделей толерантного взаимодействия в молодежной среде // Проблемы педагогики и психологии. 2015. № 2. С. 311–319.

Высоков И. Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015.

Гусева И. С. Структурная модель отчужденности личности с разным уровнем коммуникативной толерантности // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2016. № 7–2. С. 93–96.

Касьянова Е. И., Виноградова Н. И. Теоретический анализ коммуникативной толерантности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2014. № 4 (57). С. 28–34.

Лекторский В. А. О толерантности // Философские науки. 1997. № 3–4. С. 14–18.

Леонтьев Д. А. К операционализации понятия «толерантность» // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 3–16.

Овсепян О. Т., Берберян А. С. Исследование взаимосвязи коммуникативной толерантности и тревожности у молодежи // Научные труды КубГТУ. 2017. № 6. С. 279–285.

Рачицкая Н. В. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности // Современная психология: Материалы II Международной научной конференции. Пермь: Меркурий, 2014. С. 55–56.

Састамойнен Т. В., Константинов С. А., Малашенков Р. В. Развитие коммуникативной толерантности у студентов творческих профессий // Наука в современном мире: теория и практика. 2016. № 1 (4). С. 71–73.

Семеновских Т. В. Взаимосвязь толерантности и стрессоустойчивости в старшем подростковом возрасте // Вестник евразийской науки. 2015. № 5 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-tolerantnosti-i-stressoustoychivosti-v-starshem-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 15.09.2017).

Дрожжина Н. Б. Психологическое исследование коммуникативной толерантности современных подростков // Интерактивная наука. 2016. № 10. С. 91–93.

Жолобова И. К. Проблема формирования коммуникативной толерантности студентов высших учебных заведений // Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 3. С. 113–122.

Зыкова Н. В., Шаукенова Э. Ш. Психопрофилактика интолерантности подростков по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. 2016. № 3. С. 91–95.

Кара Ж. Ю., Касьянова Д. В. Исследование толерантных отношений в младшем дошкольном возрасте // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2017. № 4. С. 73–81.

Кошкина М. В. Способы диагностики уровня толерантности в подростковом возрасте // Magister Dixit. 2013. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-diagnostiki-urovnya-tolerantnosti-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 09.07.2017).

Кривцова Е. В. Взаимосвязь толерантности личности с ценностным самоопределением // Вестник КемГУ. 2010. № 3. С. 173–177.

Кричевец А. Н. Математическая статистика для психологов. М.: Academia, 2015. 384 c.

Почебут Л. Г. Межкультурная коммуникативная компетентность: толерантность или ассертивность // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 27, № 2. С. 189–195.

Толмачева Е. С. Воспитание толерантности школьников как один из ключевых аспектов создания благоприятного психологического климата в детском коллективе // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-tolerantnosti-shkolnikov-kak-odin-iz-klyuchevyh-aspektov-sozdaniya-blagopriyatnogo-psihologicheskogo-klimata-v-detskom (дата обращения: 06.06.2017).

Русакова С. В. Психологическое сопровождение развития коммуникативной толерантности у подростков в общеобразовательных учреждениях: дисс. … канд. психол. наук. Шадринск, 2014. 187 с.

Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева). URL: http://www.gurutestov.ru/test/364 (дата обращения: 10.09.2017).

Никитина Е. В., Борисова У. С. Проблемы коммуникативной толерантности в студенческой среде // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 9–1 (63). С. 77–80.

Малютина Т. В., Абраменко А. А. Значение толерантных отношений подростков во внеучебной деятельности // Омский психиатрический журнал. 2015. № 3 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-tolerantnyh-otnosheniy-podrostkov-vo-vneuchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 18.10.2017).

Маслова Т. М. Развитие коммуникативной толерантности участников образовательного процесса вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 1 (22). С. 283–286.

Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 3–26.

Загрузки

Опубликован

2020-03-30

Выпуск

Раздел

Психология развития