Особенности коммуникативной толерантности и способностей к эмпатии у педагогов дошкольного учреждения

Авторы

  • Жанна Ю. Кара Южный федеральный университет
  • Виктория А. Колодько Южный федеральный университет

Ключевые слова:

толерантность, коммуникативная толерантность, способность к эмпатии, эмпатические тенденции, педагог, педагог дошкольного учреждения, эмпатия, отношение, сочувствие, сопереживание

Аннотация

В статье обосновывается актуальность проблемы коммуникативной
толерантности и способностей к эмпатии у педагогов дошкольного учреждения. В современном мире, точнее в области образования, деятельность
педагога, особенно в дошкольном учреждении крайне важна и зависит от
огромного количества факторов. В первую очередь, поскольку эта работа
в сфере «человек – человек», главными особенностями работы педагога
являются коммуникативная толерантность и способность к эмпатии.
Авторами статьи проведено исследование по изучению коммуникативной
толерантности, способностей к эмпатии у педагогов дошкольного учреждения.
Проведя теоретический анализ подходов в исследовании коммуникативной
толерантности и эмпатических тенденций, было подчеркнуто, что понятие
коммуникативной толерантности является многозадачным, многогранным,
актуальным. Эмпатия рассматривается как одно из ключевых эмоциональных компонентов в становлении толерантного поведения, проявляющееся в отношении к другому, в толерантном отношении. Субъектами коммуникативной толерантности и способностей к эмпатии выступили педагоги дошкольного учреждения МАДОУ № 267 г. Ростова-на-Дону. Для изучения взаимосвязи коммуникативной толерантности и способностей к эмпатии среди педагогов дошкольного учреждения далее было проведено эмпирическое исследование.
В ходе исследования стандартизированными методиками и методами мате-
матической обработки данных авторами была выявлена взаимосвязь между
коммуникативной толерантностью и способностью к эмпатии у педагогов
дошкольного учреждения, в частности, был выявлен высокий показатель коммуникативной толерантности, имеющий связь с высокими показателями
эмпатических тенденций. На основе полученных результатов были сделаны
соответствующие выводы. Полученные данные могут быть использованы при
разработке и проведении психолого-педагогических программ для повышения уровня толерантности у педагогов дошкольных учреждений.

Биографии авторов

Жанна Ю. Кара, Южный федеральный университет

кандидат психологических наук, доцент

Виктория А. Колодько, Южный федеральный университет

магистрант

Библиографические ссылки

Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.

Steinberg L., Morris A.S. Adolescent development // Annual Review of Psychology. – 2001. – Vol. 52. – P. 83–110.

Кара Ж. Ю., Мамедова П. Взаимосвязь эмоционально-волевых характеристик личности и уровня коммуникативной толерантности // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т. 24. – С. 72–75.

Львова И. В., Михайлова В. П. Коммуникативная толерантность как компонент

профессиональной культуры будущих специалистов-педагогов // Вестник Кировского

государственного университета культуры и искусств. – 2008. – № 2 (5). – С. 36–39.

Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. О смыслах понятия толерантность // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. – 2001. – № 1–2. – С. 8–19.

Shamionov R. M. Risk Society and Humanity // Chaos, Complexity and Leadership 2014 /

S. S. Ergetin (ed.). – New York: Springer, 2016. – P. 209–225.

Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных

учреждений / Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория

и практика): сб. науч.–метод. статей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального

института, 2003. – С. 223–224.

Безюлева Г. И., Шаламова Г. М. Толерантность: взгляд, поиск, решение: монография. – М.: Вербум-М, 2003. –168 с.

Бойко В. В. Коммуникативная толерантность: методическое пособие. – СПб.: СПбМАПО, 1998. – 24 с.

Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Филинъ, 1996. – 472 с.

Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива. – М.: Мысль, 2003. – 207 с.

Кара Ж. Ю., Касьянова Д. В. Исследование толерантных отношений в младшем дошкольном возрасте // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2017. – № 4. – С. 73–80.

Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему). – 2-е изд., стер. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. – 240 с.

Коряпина Ю. В. К вопросу о когнитивном компоненте коммуникативной толерантности // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – № 2. – С. 270–273.

Кочергина Е. Ю. Современные дискуссии по проблеме толерантности / Толерантное

сознание и формирование толерантных отношений: Сб. науч.-метод. ст. – М.: Изд-во

МПСИ, 2003. – 368 с.

Лазарева Ж. П. Компетентностный подход в образовании как фактор развития комму-

никативной толерантности личности будущего учителя // Современные исследования

социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 1. – С. 624–634.

Пашукова Т. В., Троицкая Е. А. Эмпатия как компонент общения // Вестник Московского

государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. – 2010. – № 586. – С. 197–209.

Петренко В. Ф. Гуманитарная культура и образование – основы толерантности

и сохранения национальной идентичности // Образовательная политика. – 2011. – № 2 (52). – С. 81–87.

Поваренков Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной толерантности учителя / Вопросы психологии внимания: сб. научных трудов /под ред. проф. В. И. Страхова. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2003. – Вып. 21. – 256 с.

Попов Д. Г. Морально-психологическое состояние сотрудников и социально-психологический климат служебного коллектива // Юридическая психология. – 2009. –

№ 4. – С. 26–29.

Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: учебное пособие. – М.: Академический проект, 2004. – 560 с.

Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. – М.: Смысл, 2008. – 172 с.

Загрузки

Опубликован

2018-10-24

Выпуск

Раздел

Педагогическая психология

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)