Влияние призмы трансформации смыслов матери на эмоциональные особенности взаимодействия с онкобольным ребенком
Ключевые слова:
психоэмоциональная сфера, рак, эмоциональные отношения, дети с онкологией, тест Роршаха, матери онкобольных, дистрессАннотация
В статье рассматриваются особенности ценностно-смысловойи психоэмоциональной сферы матери онкобольного ребенка. Основная часть статьи посвящена эмпирическому исследованию влияния онкопатологии ребенка на эмоциональное отношение матери: дано описание выборки, приведены методики исследования и полученные результаты.Онкозаболевание ребенка оказывает огромное влияние на психоэмоциональное состояние матери. С другой стороны, потребность ребенка в стабильной эмоциональной связи с матерью повышается.
Методики, использованные в исследовании: проективная методика тест Г. Роршаха (интегративная система Дж. Экснера), методика представления об идеальном родителе, опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия, термометр эмоций.
Приводятсярезультаты,свидетельствующиеотом,чтомать,имея базовую способность к эмпатии и достаточно высокий уровень значимости эмоционального компонента взаимодействия с ребенком в условиях его болезни не проявляет должного уровня эмоционального вчувствования.
Высокий уровень дистресса обуславливает эмоциональное отношение
матери к онкобольному ребенку: уровни депрессии и дистресса обуславливают уровень проявления эмпатии при взаимодействии матери с онкобольным ребенком; чем выше уматери уровень дистресса, тем сильнее проявляется ее эмоциональное отношение в стремлении к телесному контакту во время взаимодействия со своим онкобольным ребенком.
Полученные результаты могут успешно использоваться психологами при работе с матерями детей с онкопатологией в онкогематологических отделениях.
Библиографические ссылки
Абакумова И. В., Кагермазова Л. Ц. Cмыслообразование как фактор инициации ценностно-смысловых установок в процессе формирования антиэкстремистской идеологии // Российский психологический журнал. – 2011. – № 3. – С. 11–20.
Ассанович М. А. Когнитивная концепция диагностических возможностей формирования ответов при тестировании с помощью метода Г. Роршаха // Вестник клинической психологии. – 2005. – № 1. – С. 19–20.
Ассанович М. А. Интегративная система психодиагностики методом Г. Роршаха. – М.: Когито-Центр, 2011. – 397 с.
Бакулин А. В. Ценностно-смысловые барьеры как категория психолого-дидактического анализа // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2009. – № 7/2. – С. 11–17.
Бебчук М. А., Рихмаер Е. А. Практическая психодиагностика семьи: методическое пособие с приложениями. – М.: ИД «Бионика», 2012. – 148 с.
Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения. – М.: Наука, 1986.
Добряков И. В., Защиринская О. В. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. – СПб.: Речь. 2007. – 400 с.
Захарова Е. И., Петрова А. А. Материнские представления о ребенке и их роль в становлении родительства // Семейная психология и семейная терапия. – 2004. – № 3. – C. 7–12.
Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
Ричардсон Р. У. Силы семейных уз. – СПб.: Питер-пресс, 1994. – 198 с.
Спиваковская А.С. Как быть родителем? – М.: ТРСФСР, 1986.
Exner J. E., Asheville Jr. A Rorschach workbook for the comprehensive system. – North Carolina, 2001. – 232 p.
Parker R. Mother love / Mother hate: power of maternal ambivalence. – USA: Basic Books, 1995. – 217 p.
Stern D. N.The_rst relationship: infant and mother. – Cambridge, Massachusetts, London, England: Harvard university Press, 2002. – 178 p.
WinnicottD.W.Primary maternal preoccupation.– USA: Basic Books, 1956. – 431 p.