Психофизиологические корреляты когнитивной деятельности у моторно-одаренных школьников
Ключевые слова:
моторная одаренность, когнитивная деятельность, психофизиологические корреляты, мозговая организацияАннотация
В статье обоснована актуальность применения психофизиологическихметодов для изучения предпосылок моторной одаренности у детей. Описана
методика и процедура проведения исследования психофизиологических коррелятов (по показателям когерентности ЭЭГ) когнитивной деятельности
у моторно-одаренныхшкольников.В качестве объекта исследования выступили
60 учащихся гимназии обоего пола в возрасте 7–12 лет. В зависимости от наличия или отсутствия признаков моторной одаренности и по возрастному
критерию все испытуемые были разделены на 4 группы по 15 человек каждая –
учащиеся младшего школьного возраста спризнаками моторной одаренности,
учащиеся младшего школьного возраста без признаков моторной одаренности,
учащиеся среднего школьного возраста с признаками моторной одаренности
и учащиеся среднего школьного возраста без признаков моторной одаренности.
Представлены результаты эмпирического исследования психофизиологических коррелятов решения конвергентных и дивергентных вербальных
и невербальных когнитивных задач у моторно-одаренных учащихся младшего
и среднего школьного возраста. Показано, что сила длинных внутриполушарных связей более выражена умоторно-одаренных учащихся среднего школьного
возраста. Сделан вывод о формировании системы мозга, обеспечивающей
исполнение определенных видов познавательной деятельности у моторноодаренных школьников.
Библиографические ссылки
БогоявленскаяД.Б.,БогоявленскаяМ.В.Психология
одаренности: понятие, виды, проблемы. – М.: МИОО, 2005. – С. 10–13.
Дикая Л. А. Развитие креативности у специалистов по противодействию терроризму и ликвидации последствий террористических актов // Российский психологический журнал. – 2013. –Т. 10. – № 5. – С. 32–38.
Дикая Л. А., Денисова И. А. Сравнительный анализ функциональной организации коры мозга у музыкантов и художников при выполнении профессионально-специфичной творческой деятельности // Северо-Кавказский психологический
вестник. – 2011. – № 9 / 1. – С. 14–17.
Ермаков П. Н., Дикая Л. А., Кац Е. Б. Психофизиологические и психологические особенности одаренных старшеклассников, испытывающих психологические трудности // Российский психологический журнал. – 2009. – Т. 6. – № 3. – С. 10–21.
Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 448 с.
Наумова М. И., Дикая Л. А. Особенности функциональной организации коры мозга при выполнении когнитивной деятельности у учащихся с моторной одаренностью // Материалы XVI Международной конференции по нейрокибернетике. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2012. – Т. 1. – С. 269–271.
Разумникова О. М., Брызгалов А. О. Частотнопространственная организация электрической активности мозга при креативном вербальном мышлении: роль фактора пола // Журнал высшей
нервной деятельности. – 2005. – Т. 55. – № 4. – С. 459–467.
Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. – М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008. – 212 с.
Dikaya L. A., Ermakov P. N. Interhemispheric interaction in participants solving verbal and nonverbal professional creative tasks // International Journal of Psychology. 2012. V. 47, Supp.1. Special
Issue: XXX International Congress of Psychology. P. 145.
Dikaya L. A., Pokyl E. B. Features of EEG coherence during divergent problems solving in gifted individuals // International journal of psychophysiology. 2012. V. 85, Is. 3. P. 378–379.
doi:10.1016 / j.ijpsycho.2012.07.042.