Частотно-пространственная организация биопотенциалов коры головного мозга у музыкантов при создании импровизаций различного качества
Ключевые слова:
творчество, «творческая наполненность», музыкальная импровизация, музыкальная гармония, ЭЭГ, когерентность, частотный диапазон, межполушарная асимметрияАннотация
В статье обоснована актуальность исследования музыкальной импровизации и необходимость изучения частотно-пространственной организации биопотенциалов коры мозга во время импровизации, т. к. это позволяет приблизиться к пониманию особенностей функционирования мозга во время творческого процесса. Показано, что музыкальная импровизация является одной из форм музыкального творчества.
Описаны методика и процедура проведения эмпирического исследования. В исследовании приняли участие музыканты в количестве 136 человек в возрасте от 19 до 36 лет, из них 102 мужчины и 34 женщины. Испытуемым предлагали прослушать музыкальные гармонии, мысленно воспроизвести каждую из них, а затем создать импровизацию на их основе. При этом испытуемые мотивировались на создание импровизации наивысшего качества. Эксперты оценивали созданные импровизации, и на основе этого музыканты были распределены на 3 группы в зависимости от качества импровизации по критериям «творческой наполненности». Для изучения силы и характера распределения когерентных связей коры мозга во время выполнения музыкальной творческой деятельности у участников исследования использовался метод ЭЭГ.
В работе представлены результаты исследования характера распределения когерентных связей коры мозга у музыкантов при выполнении профессионально-специфичной музыкальной деятельности. Выявлены различия вхарактере корковых взаимодействий у испытуемых в процессе импровизации, в зависимости от качества созданной мелодии по кри- териям «творческой наполненности». Показано существенное значение активности задних отделов коры мозга обоих полушарий. Отмечено, что с повышением качества созданной импровизации возрастает роль левого полушария. Выявлено, что создание наиболее качественной им- провизации характеризуется наличием сильных когерентных связей по диагональному профилю в высокочастотных диапазонах.
Библиографические ссылки
Бехтерева Н. П., Нагорнова Ж. В. Динамика когерентности ЭЭГ при выполнении заданий на невербальную (образную) креативность // Физиология человека. – 2007. – Т. 33. – № 5. – С. 5–13.
Денисова (Скиртач) И. А. Психофизиологи-ческий взгляд на творчество. Мозговые корреляты музыкального творчества // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2010. – Т. 5. Психология. – № 4. – С. 99–108.
Денисова (Скиртач) И. А. Частотно-пространственное распределение биоэ- лектрической активности коры мозга при музыкальной творческой деятельности у музыкантов // Российский психологический журнал. – 2011. – Т. 8. – № 5. – С. 67–72.
Дикая Л. А. Современная психофизиология и мозговые механизмы творчества // Российский психологический журнал. – 2008. – Т. 5. – № 4. – С. 65–70.
Нагорнова Ж. В., Шемякина Н. В. Различия активации зрительных и ассоциативных зон коры при образной и вербальной деятельности // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. – 2014. – Т. 100. – № 4. – С. 418–432.
Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. – 381 с.
Разумникова О. М., Вольф Н. В., Тарасова И. В. Стратегия и результат: половые различия в электрографических коррелятах вербаль- ной и образной креативности // Физиология человека. – 2009. – Т. 35. – № 3. – С. 31–41.
Савенков А. И. Психология творчества // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – 2009. – № 2 (8). – C. 46–63.
Свидерская Н. Е., Таратынова Г. В., Кожедуб Р. Г. ЭЭГ-корреляты изменения стратегии переработки информации при зрительном воображении // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. – 2005. – Т. 55. – № 5. – С. 624–632.
Carlsson I., Wendt P. E., Risberg J. On the neurobiology of creativity. Differences in frontal activity between high and low creative subjects // Neuropsychologia. – 2000. – 38 (6). – pp. 873–885.
Fink A. Enhancing creativity by means of cognitive stimulation: Evidence from an fMRI study // NeuroImage. – 2010. – V. 52. – pp. 1687–1695.
Hinrichs H., Mashleidt W. Basic emotions reflected in EEG- coherences // Int. J. Psychophysiology. – 1992. – V. 13.
Jung-Beeman M., Bowden E. M., Haberman J., Frymiare J. L. et al. Neural activity when people solve verbal problems with insight // PLoS Biology. – 2004. – no. 4. – pp. 0500–0510.
Limb C. J., Braun A. R. Neural substrates of spontaneous musical performance: An
fMRI organizational learning // Organization science. – 1998. – V. 9. – no. 5. – pp. 605–622.
Скиртач И. А., Дикая Л. А. Частотно-пространственная организация активности коры мозга у музыкантов с различными стратегиями сочинения музыки во время музыкальной импровизации // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2014. – № 4. – C. 101–106.
Barrett F. J. Coda–creativity and improvisation in jazz and organizations: Implications for study of jazz improvisation // PLoS One. – 2008. – V. 3. – no. 2. – P. 1679.
Liu S., Chow H. M., Xu Y., Erkkinen M. G., Swett K. E., Eagle M. W.,... & Braun A. R. Neural correlates of lyrical improvisation: an fMRI study of freestyle rap // Scientific reports. – 2012. – V. 2.
Martindale C. Biological basic of creativity. Handbook of creativity. – Cambridge: Cambridge University Press, 1999. – pp. 137–153.