Роль психологических защит личности педагога в условиях реализации современных требований ФГОС
Ключевые слова:
защитные механизмы, личность, психологические защиты, педагог, психоанализ, субъектность, учитель, ФГОСАннотация
В статье рассматривается проблема психологических барьеров личности педагога в условиях реализации современных требований ФГОС. Актуальность проблематики статьи вызвана необходимостью формирования активной субъектной позиции учителя в условиях реализации ФГОС, с одной стороны, и высокой степенью выраженности его внутриличностных психологических защит, приводящих к шаблонизированности моделей его поведения, стремлению ограничивать себя уже имеющимся накопленным опытом, с другой.
В данной работе в качестве причин, затрудняющих включенность педагога в реализацию ФГОС, проанализированы основные психологические защиты его личности. В статье показано, что формирование активной субъектной позиции учителя может входить вконфликт с более архаичными психическими процессами – психологическими защитами личности, которые обеспечивают целостность сознания исложившихся убеждений и установок личности.
Библиографические ссылки
Грановская Р. М., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. – СПб.: Знание, 1999. – С. 41.
Зимняя И. А. Основы педагогической психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 480 с.
Левитес Д. Г. Цели и смыслы отечественного школьного образования (о парадигмальном кризисе в отечественной педагогической науке) // Пути, средства, возможности модернизации образовательной системы. Т. 1. – М., 2009. – С. 270–278.
Ленглер О. А. Субъектность человека: психолого-педагогические основы // Молодой ученый. – 2012. – № 11. – С. 440–442.
Маликова Т. В., Михайлов Л. А., Соломин В. П., Шатровой О. В. Психологическая защита: направления и методы: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2008. – 231 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 68 с.
McWilliams N. Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. – New York: The Guilford Press, 1994.
Plutchik R., Kellerman H., Conte H. A structural theory of ego defenses and emotion // Emotions in personality and psychopathology. – 1979. – pp. 123–156.