Особенности взаимосвязи психологического благополучия с содержанием ценностно-смысловой сферы педагогов–руководителей и педагогов, не занимающих руководящие должности
Ключевые слова:
личность, психологическое благополучие, ценностно-смысловая сфера, педагогическая психология, педагоги, руководители, ценности, осмысленность жизниАннотация
В современных реалиях отечественного образования остро стоит проблема психологического благополучия педагогов средних образовательных учреждений как трансляторов ценностей и смыслов. Актуальность проблемы определяется ее высокой значимостью для решения вопросов конструктивного развития и функционирования личности с одной стороны, и недостаточностью теоретических и эмпирических исследований в данной научной области – с другой. Феномен психологического благополучия личности характеризуется недостаточностью теоретических и эмпирических исследований в данной научной области, поэтому, несмотря на важность данной тематики, некоторые аспекты еще не были подробно изучены.
В данной работе проанализированы методологические и теоретические основы изучения вопроса психологического благополучия среди педагогов–руководителей и педагогов, не занимающих руководящие должности. Показано, что уровень психологического благополучия среди педагогов–руководителей и педагогов, не занимающих руководящие должности, коррелирует с компонентами ценностно-смысловой сферы личности. В результате детального изучения эмпирических данных, полученных в результате исследования, на основе имеющегося диагностического инструментария были выявлены различия в переживании психологического благополучия у педагогов–руководителей и педагогов, не занимающих руководящие должности.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в терапии экзистенциальных кризисов и ноогенных неврозов, в частности, с применением терапии благополучия (the well-being therapy). Также данные можно использовать в написании программ дополнительного образования по формированию психологического благополучия личности, при повышении квалификации педагогов и при отборе педагогов на работу и руководящие должности.
Библиографические ссылки
Бочарова Е. Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности: авто- реф. дисс. … канд. психол. наук. – Саратов, 2005. – 16 с.
Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.
Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Томск, 2002. – 19 с.
Куликов Л. В., Дмитриева М. С., Долина М. Ю., Иванов О. В., Розанова М. А., Тимошенко Т. Г. Факторы психологического благополучия личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии: Матер. Юбилейной конф. «Ананьевские чтения – 97». Вып. 3. Ч. 1. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. – С. 342–350.
Леонтьев Д. А. Проблема смысла в современной зарубежной психологии (обзор) // Современный человек: цели, ценности, идеалы. Выпуск 1. – М., 1988. – С. 73–100.
Леонтьев Д. А. Психология смысла. – М.: Смысл, 1999. – 456 с.
Шамионов Р. М. Психология субъективного благополучия (к разработке интегративной концепции) // Мир психологии. – 2002. –
№ 2. – С. 143–148.
Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. – М.: Смысл, 2000. – 18 с.
Ryff C. D. Happiness is everything of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. – 1989. – no. 59. – pp. 1069–1081.
Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26. – № 6.
Фесенко П. П. Что такое психологическое благополучие? Краткий обзор основных концепций. – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2005. – С. 35–48.
Ryff C. D., Keyes C. L. M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. – 1995. – no. 69. – pp. 719–727.
Ryff C. D. Psychological well-being in adult life // Current Directions in Psychological Science. – 1995. – no. 4. – pp. 99–104.