Методологические аспекты психологической рефлексии в проблематике антиэкстремистской и антитеррористической направленности

Авторы

  • Ольга Валерьевна Мануйлова

Ключевые слова:

рефлексия, молодежь, рефлексивная игра, фрустрация, антиэкстремизм, антитерроризм, профилактика

Аннотация

В статье рассматривается многоаспектный феномен рефлексии, уровни и механизмы рефлексии в классических трудах отечественных психологов и современных исследованиях, представлены феноменологические модели графической, нормативно-деятельностной, личностно-смысловой моделей рефлексии. Раскрываются пять уровней рефлексивного акта. Рассматриваются возможности реализации рефлексивных подходов в проблематике антиэкстремистской и антитеррористической деятельности. Представлен опыт разработки рефлексивной игры, целями и задачами которой является создание условий для индивидуального развития рефлексивного потенциала личности, изучение собственного поведения в фрустрирующей ситуации угрозы террористического акта или проявления экстремизма. Также целью рефлексивной игры является выявление культурных и мифологических стереотипов и установок, характерных для субъектов–участников рефлексивной игры, относящихся к разным общественным и молодежным организациям, органам власти, студентам; создание условий для формирования навыков пони- мания поведения других людей в фрустрирующей ситуации вовлечения в экстремистскую группировку или участия в террористическом акте; расширение возможности участников в проектировании социальных ситуаций и управлении социальными процессами на основе отрефлек- сированных форм поведения.

Представлен диагностический инструментарий пилотного исследования рефлексии у студентов от 16 до 25 лет в количестве 200 чело- век, выходцев Северного Кавказа, Закавказья, Адыгеи, Ставропольского, Краснодарского краев, Ростовской области, в том числе приграничных украинских территорий, еще до начала военных   действий.

Методы исследования: методика изучения причин и факторов роста экстремизма в молодежной среде К. А. Бабиянц, методика «Индивидуально- типологический опросник» Л. Н. Собчик, методика определения уровня рефлексивности А. В. Карпова, В. В. Пономарева, методика определения рефлексивности мышления О. С. Анисимова, тест на оценку самоконтроля личности в общении М. Снайдера.

Представлены результаты пилотного исследования доминирующего типа реакции студенческой молодежи в ситуации вовлечения в экстре- мистскую группировку, проявления экстремизма и угрозы террористи- ческого акта.

Биография автора

Ольга Валерьевна Мануйлова

аспирант кафедры общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета

Библиографические ссылки

Абакумова И. В., Кагермазова Л. Ц. Смыслообразование как фактор инициации ценностно-смысловых установок в процессе формирования антиэкстремистской идеологии // Психология в вузе. Научно-методический журнал. – 2011. –№ 5. – С. 10–23.

Бабиянц К. А. Научно-исследовательские и психокоррекционные возможности ме- тодики по устранению причин и факторов роста экстремизма в молодежной среде // Психология в вузе. Научно-методический журнал. – 2011. – № 5. – С. 23–42.

Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.

Деркач А. А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Психолого-акмеологические основы изуче- ния и развития рефлексивной культуры госслужащих. – М.: РАГС, 1998. – 250 с.

Психология формирования антитеррористических ценностей студентов современного университета: учебник / Под ред. И. В. Абакумовой, П. Н. Ермакова. – М.: КРЕДО, 2013. – 352 с.

Пьянкова Г. С. Развитие профессиональной рефлексии. – Красноярск: Изд-во Красноярск ог о г ос универси т е т а им. В. П. Астафьева, 2009. – 244 с.

Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание, человек и мир. – СПб.: Питер Принт, 2003. – 508 с.

Семенов И. Н. Междисциплинарное взаимодействие московской и петербургской научных школ психологии творчества и рефлексии // Психология перед выбором будущего. – М., 2006. – С. 61–64.

Семенов И. Н. Рефлексивная психология творчества: Концепции, экспериментатика, практика // Психология: журн. высш. шк. экономики. – 2005. – Т. 2. – № 4. – С. 63–73.

Семенов И. Н., Савенкова И. А. Рефлексивно- психологические аспекты развития и профессионального самоопределения лич- ности // Мир психологии. – 2007. – № 2. – С. 203–217.

Словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова. – М.: Русский язык, 1987. – С. 433.

Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. – М.: Наука, 2000. – 174 с.

Щедровицкий Г. П. Рефлексия и ее проблемы // Рефлексивные процессы и управление. – 2001. – Т. 1. – № 1.

Истомина И. П., Свешникова Е. М. Формирование рефлексивных компонентов математического мышления у младших школьников в процессе работы над сюжетными арифметическими задачами // Психология обучения. – 2007. – № 9. – С. 35–42.

Экстремизм и межэтнические отношения в молодежной среде России. Информационно-справочные и методические материалы / Отв. ред. Д. В. Кротов. – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009. – С. 13.

Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. – СПб.: Изд- во ЛГПУ им. А. А. Герцена, 1993.

Rodrigues T. F. Meaning in couples relationships // Psychology in Russia: State of the Art. – 2014. – 7 (3). – pp. 126–135.

Лефевр В. А. Рефлексия. – М.: Когито-Центр, 2003. – 496 с.

Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов н/Д: Феникс, 1966. – 509 с.

Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика Пресс, 1997. – С. 440.

Shadrikov V. D. The role of reflection and reflexivity in the development of students’ abilities // Psychology in Russia: State of the Art. – 2013. – 6 (2). – pp. 55–64.

Zinchenko Yu. P. Extremism from the perspective of a system approach // Psychology in Russia: State of the Art. – 2014. – 7 (1). – pp. 23–33.

Загрузки

Опубликован

2015-09-06

Выпуск

Раздел

Юридическая и военная психология