Методология системного подхода в обучении: смысловые ракурсы проблемы

Авторы

  • Зинаида Игоревна Брижак
  • Ирина Владимировна Данченко

Ключевые слова:

системный подход, методология, дифференциация, интеграция, жизненные приоритеты, ценности, личностная позиция, убеждения, идеология

Аннотация

В данной статье предлагается рассматривать системный подход в обучении с учетом актуальных трактовок методологии современной психолого-педагогической науки. Системный подход понимается автора- ми в единстве двойственных процессов: дифференциации уровней анализа и интеграции компонентов учебного процесса. При этом выявляются их сходства и различия, противоречия и связующие характеристики, приоритет одних элементов по отношению к другим, динамика развития каждого элемента и всей системы в целом. Для того чтобы обосновать построение такой системы, необходимо проанализировать современ- ную методологию, существенной составной частью которой является теория  смысла  и смыслообразования.

Методологический уровень построения системы обучения в современной науке рассматривается как исходные личностные основания, как система мировоззренческих принципов и взглядов, а также смысловых уста- новок личности тех, кто непосредственно участвует в практической реализации системы в единстве ее теоретического, технологического и практического воплощения в практике учебного процесса. Этот уровень требует реальной включенности исследователя в процесс реализации системы повышения квалификации и актуализации его рефлексивных возможностей как основы анализа накопленного практического опыта. Выделенный в данной статье ракурс проблемы позволяет определить наиболее важный, ключевой компонент исследования – личностную позицию тех, кто воплощает предлагаемую систему в реальную практику. Механизмы смысла и смыслообразования как основы личностного ста- новления, определяющие жизненные приоритеты и ценности в системе любых жизненных реалий, позволяют выйти на новый уровень осмысления проблемы формирования не просто ценностей, а убеждений  личности.

Предлагаемая интерпретация методологических основ построения системы обучения включает в себя три важнейших аспекта: личностная позиция преподавателя, непосредственно включенного в процесс повышения квалификации; субъект-субъектное взаимодействие обучающего и обучаемого; выведение учебного содержания на уровень личностного смысла обучаемого. Анализ этих компонентов представлен в данной статье.

Биографии авторов

Зинаида Игоревна Брижак

докторант кафедры общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета

Ирина Владимировна Данченко

соискатель кафедры общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета

Библиографические ссылки

Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Фоменко В. Т. Новодидактика. Книга 4. Структурная дидактика как направление современной психологии. Учебник для студентов вузов. – М.: КРЕДО, 2013.

Абакумова И. В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (Психолого-дидактический подход). – Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2003. – 480 с.

Абакумова И. В. Психологические технологии формирования антитеррористических ценностей в молодежной среде // Российский психологический журнал. – 2010. – Т. 7. –

№ 5–6. – С. 23–26.

Абакумова И. В., Рудакова И. А. Дидактические методы в контексте смыслоцентрированного подхода. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008.

Абакумова И. В. Смысл как научная категория и влияние его концептуальных интерпретаций на теорию образования и обучения // Научная мысль Кавказа. – 2002. – № 13. – С. 142–146.

Абакумова И. В. Смыслодидактика: учебник для магистров педагогики и психологии. – М.: КРЕДО, 2008. – 368 с.

Абакумова И. В., Тельнова О. В., Фоменко В. Т. Развитие учащихся в междисциплинарных контекстах // Российский психологический журнал. – 2012. – Т. 9. – № 4. – С. 41–53.

Абишев Б. С. Психологическая теория ценности: системно-функциональный подход: дисс. … канд. психол. наук. – Казань, 2002. – 356 с.

Асмолов А. Г. Методологические проблемы психологии: Курс лекций. – М.: Изд-во ФП МГУ, 2003.

Гинецинский В. И. Пропедевтический курс общей психологии. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997.

Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., 1991.

Капра Ф. Скрытые связи. – М.: ООО Издательский дом «София», 2004. – 336 с.

КлочкоB.E.,ГалажинскийЭ.В. Самореализация личности: Системный взгляд / Под ред. Т. В. Залевского. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. – 154 с.

Бодалев А. А. Смысл жизни и акме человека: соотношение «будничного» и «высшего» Я / Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. – М.: Изд-во Психологического института РАО, 1997. – 232 с.

Братусь Б. С. Личностные смыслы по А. Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания / Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / Под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, О. К. Тихомирова. – М.: Смысл, 1999. – С. 285–298.

Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуа- ций. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 200 с.

Леонтьев Д. А. Психология смысла. Природа, строение, динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1. – М., 1993.

Серый A. B. Система личностных смыслов: структура, функции, динамики. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – 272 с.

Yvon F., Chaiguerova L. A., Newnham D. S. Vygotsky under debate: two points of view on school learning // Psychology in Russia: State of the Art. – 2013. – 6 (2). – pp. 32–43.

Zaks L. A. Psychology and culturology: A means of cooperating and problems associated with cooperation // Psychology in Russia: State of the Art. – 2014. – 7 (2). – pp. 14–26.

Загрузки

Опубликован

2015-09-06

Выпуск

Раздел

Психология образования