Сенсорные нарушения у детей с расстройством аутистического спектра и связанные с ними проблемы родителей

Авторы

  • Инна Г. Мельникова Донской государственный технический университет
  • Александр Г. Дунаев Южный федеральный университет; Донской государственный технический университет

Ключевые слова:

расстройство аутистического спектра, сенсорная интеграция, сенсорные нарушения, сенсорное восприятие, проблемы родителей

Аннотация

Во Введении представлена актуальность проблемы нарушения сенсорной интеграции у детей с расстройством аутистического спектра в связи с широкой распространенностью и неоднородностью проявлений сенсорной депривации у данной категории детей. Новизна исследования представлена изучением причин, препятствующим проведению непрерывной коррекции сенсорной интеграции у детей с расстройствами аутистического спектра родителями. В разделе Методы была выбрана анкета, разработанная на основе опросника Э. Джин Айрес, включающая 5 блоков с вопросами, направленными на выявление

нарушений в различных видах восприятия. Также, нами была разработана анкета, состоящая из 6 вопросов, направленных на выявление трудностей, с которыми сталкиваются родители при коррекции сенсорных нарушений у детей. В анкетном опросе приняли участие 12 родителей детей с расстройством

аутистического спектра. Результаты. Результаты пилотажного исследования на основании данных опроса родителей детей с расстройством аутистического спектра показали, что в данной выборке детей в возрасте 5-6 лет имеются нарушения по всем 5 блокам восприятия в разной степени выраженности. Также, выявлены трудности, с которыми сталкиваются родители при коррекции сенсорных нарушений у своих детей вне реабилитационного центра. Обсуждение результатов. Было выявлено, что чаще всего в данной выборке детей с расстройствами аутистического спектра встречались нарушения в звуковом восприятии, на втором месте по распространенности – тактильном и вестибулярном восприятии, на третьем месте по распространенности – нарушение зрительного восприятия. И реже всего  встречались нарушения гравитационного восприятия. Также, выявлено, что у большинства родителей возникают сложности при коррекции сенсорных нарушений у детей в домашних условиях, чаще это материальные трудности и отсутствие достаточного свободного времени.

Биографии авторов

Инна Г. Мельникова , Донской государственный технический университет

магистрант кафедры «Психофизиология и клиническая психология» факультета «Психология, педагогика и дефектология»

Александр Г. Дунаев , Южный федеральный университет; Донской государственный технический университет

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психофизиология и клиническая психология», факультета «Психология, педагогика  дефектология»

Библиографические ссылки

Айрес, Э. Дж. (2018). Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. Ю. Даре (пер. с англ.). Москва: Теревинф.

Вергунова, Н. В. (2022). Диагностическая и коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра по развитию сенсорной интеграции. Скиф. Вопросы студенческой науки, 4(68), 150–153.

Гилберт, К. (2005). Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: книга для педагогов-дефектологов. О. В. Деряева (пер. с англ.), Л.М. Шипицына; Д.Н. Исаев (ред.). Москва: ГИЦ ВЛАДОС.

Грекова, М. О. (2022). Развитие учебных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами сенсорной интеграции. CETERIS PARIBUS, 6, 76–78.

Денисова, А. С., & Савельева, Ю. М. (2022). Сенсорная интеграция – метод терапии в реабилитации детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. E-Scio, 1(64), 1–8.

Довбня, С. (2022). Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе. Практики с доказанной эффективностью. Москва: Альпина ПРО.

Ефремова, Т. Е., Сафонова, И. А., & Лобанова, А. М. (2020). Роль сенсорной интеграции в реабилитации детей с речевыми и психическими нарушениями в практике отделения медицинской реабилитации. ГБУ РО «ОДКБ»: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во РостГМУ.

Кислинг, У. (2021). Сенсорная интеграция в диалоге. Е. В. Клочкова (ред.). Москва: Теревинф.

Крановиц, К. С. (2012). Разбалансированный ребенок. Санкт-Петербург: Редактор.

Мальцева, П. Ю., Розе, С. А., & Отрошко, Г. В. (2023). Игровые приемы сенсорного обогащения дошкольников: методическое пособие. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО.

Манелис, Н. Г., Никитина, Ю. В., Феррои, Л. М., & Комарова, О. П. (2018). Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи. Методическое пособие. А. В. Хаустова, Н. Г. Манелис (общ. ред.). Москва: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ.

Митрофанова, А. Е. (2021). Сенсорная интеграция у взрослых в контексте работы специального психолога. Молодой ученый, 50(392), 130–133.

Пиаже, Ж. (2004). Психология интеллекта. Санкт-Петербург: Питер.

Подольская, О. А., & Яковлева, И. В. (2020). Ранний детский аутизм: особенности и коррекция: учебное пособие. Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина».

Шипицына, Л. М. (2016). Специальная психология. Учебник для академического бакалавриата. А.М. Шиицина (ред.). Москва: Издательство Юрайт.

Шрамм, Р. (2020). Детский аутизм и ABA: АВА (Applied Behavior Analysis) – терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения. З. Измайлова-Камар (пер. с англ.). С. Анисимова (науч. ред.). Екатеринбург: Рама Паблишинг.

Armstrong, D. C., Redman-Bentley, D., & Wardell, M. (2013). Differences in function among children with sensory processing disorders, physical disabilities, and typical development. Pediatric Physical Therapy, 25(3), 315–321.

Bleuler, E. (1911). Dementia praecox oder Gruppe der Schizophrenien. Leipzig; 420.

Koenig, K. P., & Rudney, S. G. (2010). Performance challenges for children and adolescents with difficulty processing and integrating sensory information: a systematic review. American Journal of Occupational Therapy, 64(3), 430–442. https://doi.org/10.5014/ajot.2010.09073.

Mills, C. J., Michail, E., & Bye, R. A. (2020). A Survey of Occupational Therapists on a New Tool for Sensory Processing. Occupftion Therapy International, Feb 28, 1–11. https://doi.org/10.1155/2020/5909347.

Pastor-Cerezuela, G., Fernandez-Andres, M. I., Pilar Sanz-Cervera, P., & Marín-Suelves, D. (2020). The impact of sensory processing on executive and cognitive functions in children with autism spectrum disorder in the school context. Research in Developmental Disabilities, 96. https://doi.org/10.1016/j.ridd.2019.103540.

Thye, M. D., Bednarz, H. M., Herringshaw, A. J., Sartin, E. B., & Kana, R. K. (2018). The impact of sensory processing differences on social impairments in autism spectrum disorder. Developmental Cognitive Neuroscience, 29, 151–167. https://doi.org/10.1016/j.dcn.2017.04.010.

Williams, K. L. (2016) Understanding the role of sensory processing in occupation: an updated discourse with cognitive neuroscience. Journal of Occupational Science, 24(3) 302–313. https://doi.org/10.1080/14427591.2016.1209425.

Загрузки

Опубликован

2025-03-09