Эмоционально-психологическая близость взрослых детей с родительской фигурой и её связь с уровнем семейных дисфункций

Авторы

  • Алина С. Рощупка Южный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.21702/ncpb.2023.4.1

Аннотация

В разделе «Введение» автор приводит основные причины возникновения так называемого «культа родителей», декларирующего святость родительских фигур и подразумевающего изначальную психологическую близость с ребёнком. Особое внимание уделено описанию процесса сепарации как в подростковом возрасте, так и во взрослости. Дан исторический контекст проблематики, социально-культурные условия формирования убеждения об эмоциональной близости в детско-родительских отношениях. Автор ссылается на значимость стилей воспитания в соответствии с широко распространённой концепцией Д.  Баумринд, Э. Маккоби и Д. Мартина, а также на концепцию «обучения на моделях» А. Бандуры.  Упомянуты механизмы защиты, участвующие в процессе формирования табу на критику родительского поведения и отношения. В разделе «Методы» описаны примененные методики: 1) авторский опросник, направленный на определение степени эмоционально-психологической близости, 2) методика «Семейные эмоциональные коммуникации» А. Б. Холмагоровой и С. В. Воликовой. В разделе «Результаты» описаны данные, полученные при исследовании степени эмоциональной близости 60 взрослых детей с их родителями. Респондентам было предложено ответить на вопросы о том, к кому из перечисленных людей (матери, отцу, другу, романтическому партнёру, бабушке или дедушке, брату или сестре, психологу, незнакомцу на улице) они обратятся в первую очередь при возникновении проблемных ситуаций в сфере учёбы, финансов, здоровья, коммуникаций с другими людьми, личной жизни и сексуальной сфере. Выявлены значимые обратные корреляции между степенью психологической близости и баллами по шкалам семейных дисфункций. В разделе «Обсуждение результатов» описываются противоречия между стереотипом о безусловной психологической близости родителей с детьми и результатами исследования.

Биография автора

Алина С. Рощупка, Южный федеральный университет

студент психологического факультета Южного федерального университета

Загрузки

Опубликован

2023-12-30

Выпуск

Раздел

Общая психология, психология личности