Проявление академического стресса у студентов: теоретические аспекты исследования

Авторы

  • Марина В. Сёмина Забайкальский государственный университет
  • Елена П. Фёдорова Российский университет транспорта (МИИТ); Московский педагогический государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21702/ncpb.2023.3.5

Аннотация

В статье представлен теоретический анализ зарубежных и отечественных исследований психологического феномена стресса. С опорой на классическую теорию стресса, культурно- исторический и деятельностный подходы к пониманию природы стресса, авторы резюмируют результаты изучения стресса и стрессоустойчивости, показывается современное состояние проблемы стресса и возможности исследования академического стресса с опорой на методологическую традицию отечественной науки. Раскрывается понятие академического стресса, указываются детерминанты его формирования у обучающихся в образовательной среде вуза. Новизна и оригинальность  авторского замысла состоит в предложении понимания и раскрытия  сущности академического стресса с позиции идей самоорганизации, актуализации задач высшей школы в направлении психологической профилактики : с одной стороны – формирование у студента стратегий совладающего поведения, жизнестойкой, стрессоустойчивости  в условиях высоких требований качества обучения, с другой стороны – осознание  обучающимися периодов стрессового напряжения во взаимосвязи с кризисными ситуациями, переживаемыми личностью и на этой основе активизация функции психологической поддержки обучающихся в освоении учебно-профессиональной деятельности как ведущей в юношеском возрасте. Предпринимается попытка обобщить ключевые признаки проявления академического стресса у студентов вузов с учетом их индивидуальных психологических особенностей: академический стресс характеризуется как негативное психическое состояние обучающегося (в ситуациях переживания давления или угрозы извне), при котором субъективно трудно или невозможно эффективно осуществлять учебно-профессиональную деятельность. В условиях длительного и интенсивного эмоционального напряжения, вызванного стресс-фактором, жизненная ситуация не осознается личностью как управляемая, при этом возможна потеря способности к самоконтролю состояния, ухудшение показателей жизнедеятельности. Актуализируется необходимость психологической профилактики в вузе, оказание консультативной помощи студентам, переживающим академический стресс, в целях осознания собственное состояние здоровья и выработки адекватных стратегий совладающего поведения.

Загрузки

Опубликован

2023-09-30

Выпуск

Раздел

Общая психология, психология личности