Барьеры проявления креативности у старшеклассников

Авторы

  • Дмитрий Сергеевич Олейников Южный федеральный университет
  • Валерий Петрович Рыбчинский Южный федеральный университет

Ключевые слова:

барьеры креативности, познавательные психические процессы, особенности мышления, концентрация внимания, устойчивость внимания, оперативная память, стереотипы, установки, самооценка, нестандартное мышление

Аннотация

Актуальность проблемы развития креативности у учащихся образовательных учреждений обусловлена не только требованием времени, но и потребностями в творческой молодежи многих отраслей экономики, медицины, военно-промышленного комплекса и др. В статье изложены материалы изучения особенностей проявления креативности учащихся старших классов общеобразовательной школы. В данном исследовании для тестирования учащихся были, в основном, использованы методики по выявлению уровня развития познавательных психических процессов. Приведены результаты экспериментального исследования барьеров, которые являются препятствием к развитию креативности у учащихся.

На основании результатов экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что недостаточный или низкий уровень развития психических познавательных процессов (особенности мышления, концентрация и устойчивость внимания, оперативная память) является барьером развития креативности старшеклассников.

В заключение даются рекомендации о необходимости осуществления ряда мероприятий, направленных на преодоление барьеров развития креативности у учащихся.

Биографии авторов

Дмитрий Сергеевич Олейников, Южный федеральный университет

Студент магистратуры 1-го года обучения Академиипсихологии и педагогики

Валерий Петрович Рыбчинский, Южный федеральный университет

Доцент Академии психологии и педагогики, кандидат психологических наук

Библиографические ссылки

Дерманова И. Б., Крылова М. А. Креативность, личностные особенности и стратегии совладения старших школьников // Ананьевские чтения, 2004. Материалы научно-практической конференции. СПб., 2004. С. 384–386.

Рыбчинский В. П., Шенгелая С. А., Тимченко М. И. Характеристика видов воображения у спортсменов, занимающихся спортивной борьбой, в связи с их ценностными ориентациями и личностной тревожностью // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма: Научные труды XX Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2017. С. 344–349.

Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2011. 448 с.

Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности. М.: Когито-Центр, 2009.

Дикая Л. А., Дикий И. С. Психофизиологические корреляты творчества в норме и при психопатологии: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2016. 198 с.

Мороз В. В. Развитие креативности студентов: монография. Оренбург: Изд-во Оренбург. гос. ун-та, 2011.

Тараканов А. В. Развитие креативности студентов при помощи активных методов обучения в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 8. C. 65–68.

Boden M. The creative mind: Myths and mechanisms. NY: Basic Books, 1992.

Li J. Creativity in horizontal and vertical domains // Creativity Research Journal. 1997. Vol. 10, Issue 2–3. P. 107–132. DOI: 10.1080/10400419.1997.9651213

Туник Е. Е. Диагностика креативности: тест Е. Торренса. СПб., 1998.

Загрузки

Опубликован

2020-05-03

Выпуск

Раздел

Педагогическая психология