Взаимосвязь субъективного благополучия и рефлексии в подростковом и юношеском возрасте

Авторы

  • Элла М. Чепрасова Южный федеральный университет

Ключевые слова:

субъективное благополучие, рефлексия, рефлексивность, подростки, подростковый возраст, юношеский возраст

Аннотация

В статье приведены результаты исследования взаимосвязи субъективного благополучия и рефлексивности подростков и старшеклассников 13–18 лет. В выборку вошли 134 школьника г. Ростова-на-Дону Ростовской области.

Новизна исследования состоит в изучении особенностей связи рефлексии и субъективного благополучия в подростковом и юношеском возрасте. Выраженность у респондентов рефлексии была оценена по общему показателю и по показателям ее различных типов и видов: интроспекция («самокопание»), квазирефлексия, системная, ретроспективная, ситуативная, проспективная и рефлексия общения.

Выявлена отрицательная статистически значимая связь между уровнем субъективного благополучия и рефлексией – интроспекцией («самокопанием»).

Таким образом, более высокий уровень субъективного благополучия наблюдается у подростков, которые меньше склонны к сосредоточению на собственных переживаниях и состояниях.

Биография автора

Элла М. Чепрасова, Южный федеральный университет

Аспирант АПП ЮФУ

Библиографические ссылки

Easterlin R. A. Life cycle happiness and its sources. Intersections of psychology, economics, and demography // Journal of Economic Psychology. 2006. Vol. 27. Р. 463–482. DOI: 10.1016/j.joep.2006.05.002

Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003. 271 с.

Diener E., Sapyta J. J., Suh E. Subjective well-being is essential to well-being // Psychological Inquiry. 1998. № 9. Р. 33–37.

Гриценко В. В. Исследование субъективного благополучия русских и хакасов в условиях общественно-экономических перемен // Проблемы социальной психологии личности. Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, 2004. С. 132–147.

Шамионов Р. М., Бескова Т. В. Методика диагностики субъективного благополучия личности // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 60. С. 8.

Diener E. Guidelines for national indicators of subjective well-being and ill-being // Journal of Happiness Studies. 2006. № 7. Р. 397–404.

Krueger A. B., Stone A. A. Progress in measuring subjective well-being // Science. 2014. Vol. 346, № 6205. P. 42–43. DOI: 10.1126/science.1256392

Bradburn N. The Structure of Psychological Weil-Being. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. 320 p.

Diener E., Emmons R. A., Larsen R. J., & Griffin S. The Satisfaction with Life Scale // Journal of Personality Assessment. 1985. № 49. Р. 1–5.

Lampropoulou A. Personality, school, and family: What is their role in adolescents' subjective well-being // Journal of Adolescence. 2018. Vol. 67. P. 12–21. DOI: 10.1016/j.adolescence.2018.05.013

Rodríguez-Fernández A, Ramos-Díaz E., Fernández-Zabala A., Goñi E., Esnaola I., Goñi A. Contextual and psychological variables in a descriptive model of subjective well-being and school engagement // International Journal of Clinical and Health Psychology. 2016. Vol. 16, Issue 2. P. 166–174. DOI: 10.1016/j.ijchp.2016.01.003

Dinisman T., Ben-Arieh A. The characteristics of children’s subjective well-being // Social Indicators Research. 2016. Vol. 126, Issue 2. P. 555–569. DOI: 10.1007/s11205-015-0921-x

Елисеева О. А. Субъективное благополучие подростков в образовательных средах с разным уровнем психологической безопасности: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2011. 124 с.

Lyubomirsky S., Lepper H. S. A measure of subjective happiness: Preliminary reliability and construct validation // Social Indicators Research. 1999. № 46 (2). P. 137–155.

Пьянкова Г. С. Развитие профессиональной рефлексии: учебное пособие для вузов. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2009. 244 с.

Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание, человек и мир. СПб.: Питер Принт, 2003. 508 с.

Бочарова Е. Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности: дисс. ... канд. психол. наук. Саратов, 2005. 160 с.

Свередюк Е. В. Ментальные репрезентации счастья студентов-психологов // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/05/543 (дата обращения 16.07.2017).

Шамионов Р. М. Психология субъективного благополучия личности. Саратов: Сарат. гос. университет, 2004. 179 с.

Карпов А. В., Пономарева В. В. Психология рефлексивных механизмов управления М.: Институт психологии РАН, 2000. 283 с.

Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология: журн. Высш. шк. экономики. 2014. Т. 11, № 4. С. 110–135.

Casas F., González M. School: One world or two worlds? Children's perspectives // Children and Youth Services Review. 2017. Vol. 80. P. 157–170. DOI: 10.1016/j.childyouth.2017.06.054

Абакумова И. В., Бабиянц К. А. Развитие рефлексивности как профилактика экстремизма у студентов вуза // Казанский педагогический журнал. 2015. Т. 3, № 6–3 (113). С. 111–114.

Загрузки

Опубликован

2020-04-05

Выпуск

Раздел

Психология личности