К вопросу о взаимосвязи эмоционального интеллекта и копинг-поведения

Авторы

  • Анастасия С. Дрыгина Южный федеральный университет

Ключевые слова:

стресс, совладающее поведение, копинг-стратегии, эмоциональный интеллект, эмпирическое исследование, магистранты-психологи

Аннотация

В статье кратко освещена проблематика изучения двух феноменов – эмоционального интеллекта и копинг-стратегий, а также рассмотрены результаты проведенного исследования эмоционального интеллекта и стратегий совладания, используемых магистрантами-психологами. Приведены данные о наличии взаимосвязей между этими двумя феноменами у исследуемой группы респондентов, указаны возможные причины, повлиявшие на итоги исследования. Сделана попытка анализа психологических возможностей будущих специалистов в свете ожидания общества к их подготовке в вузе, а также описание основных стратегий преодоления негативных ситуаций у студентов, с учетом восприимчивости данного возраста к развитию большого набора проактивных копинг-стратегий.

В качестве диагностических методик были использованы опросник «ЭмИн» Д. В. Люсина на определение уровня эмоционального интеллекта и методика «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса (в адаптации Т. Л. Крюковой).

В результате исследования эмоционального интеллекта было установлено, что у 33 % магистрантов значения внутриличностного интеллекта ниже среднего; 42 % имеют высокий уровень психологической экспрессивности, неконтролируемо реагируют на свое эмоциональное состояние; при этом только 47 % магистрантов имеют высокие или очень высокие значения по шкале «межличностный интеллект», и только 31 % демонстрируют высокий и очень высокий уровень общего эмоционального интеллекта. В ходе изучения копинг-стратегий магистрантов было обнаружено, что чаще всего они используют копинг-стратегии «планирование решения проблемы» (65 %) и «принятие ответственности» (64,17 %).

В заключение делается вывод об обнаружении тенденций взаимосвязи высокого уровня эмоционального интеллекта у магистрантов с их предпочтением конструктивных способов преодоления стресса, автором приводятся предположения об ограничении полученных данных, а также утверждается необходимость дальнейших исследований в данной области.

Биография автора

Анастасия С. Дрыгина, Южный федеральный университет

магистрантка Академии психологии и педагогики

Библиографические ссылки

Неволина В. В. Исследование структурных компонентов эмоционального интеллекта студентов медицинского вуза // Дискуссия. 2015. № 5 (57). С. 139–143.

Фурсова Д. В. Учебная успешность и эмоциональный интеллект будущего психолога // Акмеология. 2014. S1–2. С. 229–230.

Ghosh R., Shuck B., Petrosko J. Emotional intelligence and organizational learning in work teams // Journal of Management Development. 2012. Vol. 31, № 6. P. 603–619. DOI: 10.1108/02621711211230894

Abdullah I., Omar R. B., Abdul Rahman S. A. B. P. Famous theories surrounding emotional intelligence: A historical review // International Business Management. 2015. 9 (3). P. 319–324.

Schutte N. S., Malouff J. M. Comment on developments in trait emotional intelligence research: A broad perspective on trait emotional intelligence // Emotion Review. 2016. 8 (4). P. 343–344.

Killgore W. D. S., Weber M., Schwab Z. J., DelDonno S. R., Kipman M., Weiner M. R., Rauch S. L. Gray matter correlates of Trait and Ability models of emotional intelligence // NeuroReport. 2012. Vol. 23, Issue 9. P. 551–555. DOI: 10.1097/WNR.0b013e32835446f7

Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78–86.

Обухова Ю. В. Особенности совладающего поведения студентов несоциономических специальностей в связи с особенностями их Я-концепции // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография / под ред. И. В. Андулян. Уфа: Аэтерна, 2015. С. 138–155.

Гарнов А. П., Хлевная Е. А. Эмоциональный интеллект как основа формирования профессиональных компетенций студента // Вестник российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. 2011. № 4 (40). С. 74–79.

Корнилова Т. В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в стратегиях совладания // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 1. С. 46–57.

Крюкова Т. Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Вопросы психологии. 2005. № 1. С. 18–28.

Трущенко М. Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе // Психологические науки: теория и практика: Материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 13–16.

Kryukova T. L., Kovaleva O. A., Ekimchik O. A. Coping with occupational stress in private entrepreneurs and top-managers in Russia // ECP 2015 Abstract Book. The 14th European Congress of Psychology. Milan, Italy, 2015. P. 549.

Ковалёва О. А. Связь эмоционального интеллекта со стратегиями совладающего поведения предпринимателей и топ-менеджеров // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21, № 4. С. 125–129.

Обухова Ю. В. Содержание эмоционально-оценочного компонента Я-концепции девушек – «гуманитариев» и «техников» в связи с особенностями их интеллекта // Северо-Кавказский психологический вестник. 2014. № 12/1. С. 14–17.

Загрузки

Опубликован

2020-04-05

Выпуск

Раздел

Общая психология