Взаимосвязь особенностей психологического здоровья и ценностно-смысловой сферы личности у подростков и молодежи

Авторы

  • Юлия В. Бердянская Южный федеральный университет
  • Ольга С. Васильева Южный федеральный университет

Ключевые слова:

психология здоровья, психологическое здоровье, ценности, ценностные ориентации, , иерархия ценностей, смысл жизни, ценностно-смысловая сфера

Аннотация

В последние десятилетия проблема здоровья привлекает внимание различных наук и является предметом междисциплинарного изучения. В данной статье представлены результаты исследования психологического здоровья, уровня осмысленности жизни, смысложизненных ориентаций, представлений о смысле жизни и иерархии ценностей у современных подростков и молодежи. В исследовании были использованы следующие методики: методика «Личностный дифференциал» (адаптация НИИ им. В. М. Бехтерева), шкала личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина, тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона, тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, тест М. Рокича «Ценностные ориентации», авторская анкета О. С. Васильевой, Ю. В. Бердянской.

Основными результатами исследования явились выявление особенностей ценностно-смысловой сферы, связанных с высоким уровнем психологического здоровья, и сравнение содержания ценностно-смысловой сферы у подростков и молодежи. У группы с высоким уровнем психологического здоровья ведущими ценностями являются активная жизнь, здоровье, дружба, познание, развитие, свобода, ответственность, смелость, честность, а отвергаемой – материальная обеспеченность. Группа с низким уровнем психологического здоровья предпочитает творчество, уверенность, независимость, рационализм, широту взглядов. Молодежь ценит жизненную мудрость, здоровье, познание, свободу, творчество, уверенность, независимость, ответственность, рационализм, честность, отрицает развлечения, а помимо них, как и подростки, – непримиримость к недостаткам и высокие запросы. У подростков четко сформированная структура ведущих ценностей отсутствует. Группа с высоким уровнем психологического здоровья имеет более высокие показатели по уровню осмысленности жизни, ощущению счастья и смысложизненным ориентациям. По показателям важности наличия смысла и самооценки здоровья различий нет. Представления о смысле жизни у обеих групп по большей части схожи – саморазвитие, семья, самореализация, благо других, – но различаются по рангу. Для молодежи важны переживания и познание; подростки предпочитают счастье, творчество и построение индивидуальной траектории жизни.

Биографии авторов

Юлия В. Бердянская, Южный федеральный университет

аспирантка 1 года обучения Академии психологии и педагогики Южного федерального университета

Ольга С. Васильева, Южный федеральный университет

профессор кафедры общей и педагогической психологии

Библиографические ссылки

Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999. 784 с.

Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 2002. 432 с.

Шувалов А. В. Проблема психологического здоровья человека на пересечении научного и мировоззренческого аспектов // Вестник ПСТГУ. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2015. № 4. С. 118–141.

Matarazzo J. D. Behavioral health and behavioral medicine: frontiers for a new health psychology // American Psychologist. 1980. Vol. 4. P. 807–817.

Ижванова Е. М. Проблемы мотивации здоровья как мотивация развития личности // Психология зрелости и старения. 2013. № 1. С. 57–88.

Рагимова О. А. Историко-философский анализ понятия здоровья в естествознании и русской философии // Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, Вып. 1, № 1–1. С. 27–31.

Васильева О. С. Образование в сфере здоровья как стратегическое направление психологии здоровья // Психология в вузе. 2010. № 6. С. 5–17.

Габриелян К. Г. Методика изучения показателей группового здоровья в модели ценностно-мотивационной ориентации студентов вуза // Мир психологии. 2011. № 2. С. 182–193.

Иванова М. Г., Портнова А. Г. Здоровье как предмет исследования в психологии // Психологическая наука и образование. 2006. № 3. С. 99–102.

Кандыбович С. Л., Секач М. Ф. Здоровье населения – залог стабильности и безопасности государства // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 2011. № 4. С. 32–38.

Секач М. Ф. Психология здоровья: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2003. 192 с.

Терентьев О. В. Здоровье человека как объект философского аксиологического анализа: дисс. … канд. философ. наук. М., 2008. 121 с.

Беличева С. А. и др. Социальная психология личности в вопросах и ответах: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В. А. Лабунской. М.: Гардарики, 2001. 395 с.

Ольга Семеновна Васильева: библиографический указатель / сост. Н. И. Швидченко. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2012. 92 с.

Шувалов А. В. Психологическое здоровье человека // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 4(15). С. 87–101.

Практическая психология образования: Учебное пособие / под ред. И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. 592 с.

Чудновский В. Э. Проблема оптимального смысла жизни. URL: http://akme31.narod.ru/1.html (дата посещения 25.10.2017).

Döring A. K., Schwartz S. H., Cieciuch J., et al. Cross-cultural evidence of value structures and priorities in childhood // British Journal of Psychology. 2015. Vol. 106. P. 675–699. DOI: 10.1111/bjop.12116

Killen M. Children’s values: Universality, conflict, and sources of influence // Social Development. 2016. Vol. 25, № 3. P. 565–571. DOI: 10.1111/sode.12189

Kürzinger K. Wertebildung durch Beziehungsarbeit. Warum Beziehungen bzw. Bindungen für die Wertebildung wesentlich sind // Theo-Web. Zeitschrift für Religionspädagogik. 2015. 14, H. 2, S. 203–218.

Tam K.-P. Understanding intergenerational cultural transmission through the role of perceived norms // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2015. Vol. 46, № 10. P. 1260–1266. DOI: 10.1177/0022022115600074

Пахальян В. Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей // Прикладная психология. 2002. № 5–6. С. 83–94.

Маслоу А. Г. По направлению к психологии бытия. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 272 с.

Психологическое здоровье (psychological health) // Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/855/ (дата посещения 20.03.2017).

Хухлаева О. В. Классификация нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 5. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/5/Huhlaeva.phtml (дата посещения 11.03.2017).

Франкл В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем. / общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981. 208 с.

Загрузки

Опубликован

2020-03-30

Выпуск

Раздел

Психология личности