Особенности коммуникативной толерантности и способностей к эмпатии у педагогов дошкольного учреждения

Жанна Ю. Кара, Виктория А. Колодько

Аннотация


В статье обосновывается актуальность проблемы коммуникативной
толерантности и способностей к эмпатии у педагогов дошкольного учреждения. В современном мире, точнее в области образования, деятельность
педагога, особенно в дошкольном учреждении крайне важна и зависит от
огромного количества факторов. В первую очередь, поскольку эта работа
в сфере «человек – человек», главными особенностями работы педагога
являются коммуникативная толерантность и способность к эмпатии.
Авторами статьи проведено исследование по изучению коммуникативной
толерантности, способностей к эмпатии у педагогов дошкольного учреждения.
Проведя теоретический анализ подходов в исследовании коммуникативной
толерантности и эмпатических тенденций, было подчеркнуто, что понятие
коммуникативной толерантности является многозадачным, многогранным,
актуальным. Эмпатия рассматривается как одно из ключевых эмоциональных компонентов в становлении толерантного поведения, проявляющееся в отношении к другому, в толерантном отношении. Субъектами коммуникативной толерантности и способностей к эмпатии выступили педагоги дошкольного учреждения МАДОУ № 267 г. Ростова-на-Дону. Для изучения взаимосвязи коммуникативной толерантности и способностей к эмпатии среди педагогов дошкольного учреждения далее было проведено эмпирическое исследование.
В ходе исследования стандартизированными методиками и методами мате-
матической обработки данных авторами была выявлена взаимосвязь между
коммуникативной толерантностью и способностью к эмпатии у педагогов
дошкольного учреждения, в частности, был выявлен высокий показатель коммуникативной толерантности, имеющий связь с высокими показателями
эмпатических тенденций. На основе полученных результатов были сделаны
соответствующие выводы. Полученные данные могут быть использованы при
разработке и проведении психолого-педагогических программ для повышения уровня толерантности у педагогов дошкольных учреждений.


Ключевые слова


толерантность; коммуникативная толерантность; способность к эмпатии; эмпатические тенденции; педагог; педагог дошкольного учреждения; эмпатия; отношение; сочувствие; сопереживание

Полный текст:

PDF

Литература


Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.

Steinberg L., Morris A.S. Adolescent development // Annual Review of Psychology. – 2001. – Vol. 52. – P. 83–110.

Кара Ж. Ю., Мамедова П. Взаимосвязь эмоционально-волевых характеристик личности и уровня коммуникативной толерантности // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т. 24. – С. 72–75.

Львова И. В., Михайлова В. П. Коммуникативная толерантность как компонент

профессиональной культуры будущих специалистов-педагогов // Вестник Кировского

государственного университета культуры и искусств. – 2008. – № 2 (5). – С. 36–39.

Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. О смыслах понятия толерантность // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. – 2001. – № 1–2. – С. 8–19.

Shamionov R. M. Risk Society and Humanity // Chaos, Complexity and Leadership 2014 /

S. S. Ergetin (ed.). – New York: Springer, 2016. – P. 209–225.

Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных

учреждений / Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория

и практика): сб. науч.–метод. статей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального

института, 2003. – С. 223–224.

Безюлева Г. И., Шаламова Г. М. Толерантность: взгляд, поиск, решение: монография. – М.: Вербум-М, 2003. –168 с.

Бойко В. В. Коммуникативная толерантность: методическое пособие. – СПб.: СПбМАПО, 1998. – 24 с.

Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Филинъ, 1996. – 472 с.

Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива. – М.: Мысль, 2003. – 207 с.

Кара Ж. Ю., Касьянова Д. В. Исследование толерантных отношений в младшем дошкольном возрасте // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2017. – № 4. – С. 73–80.

Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему). – 2-е изд., стер. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. – 240 с.

Коряпина Ю. В. К вопросу о когнитивном компоненте коммуникативной толерантности // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – № 2. – С. 270–273.

Кочергина Е. Ю. Современные дискуссии по проблеме толерантности / Толерантное

сознание и формирование толерантных отношений: Сб. науч.-метод. ст. – М.: Изд-во

МПСИ, 2003. – 368 с.

Лазарева Ж. П. Компетентностный подход в образовании как фактор развития комму-

никативной толерантности личности будущего учителя // Современные исследования

социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 1. – С. 624–634.

Пашукова Т. В., Троицкая Е. А. Эмпатия как компонент общения // Вестник Московского

государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. – 2010. – № 586. – С. 197–209.

Петренко В. Ф. Гуманитарная культура и образование – основы толерантности

и сохранения национальной идентичности // Образовательная политика. – 2011. – № 2 (52). – С. 81–87.

Поваренков Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной толерантности учителя / Вопросы психологии внимания: сб. научных трудов /под ред. проф. В. И. Страхова. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2003. – Вып. 21. – 256 с.

Попов Д. Г. Морально-психологическое состояние сотрудников и социально-психологический климат служебного коллектива // Юридическая психология. – 2009. –

№ 4. – С. 26–29.

Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: учебное пособие. – М.: Академический проект, 2004. – 560 с.

Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. – М.: Смысл, 2008. – 172 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Добавить комментарий