Психолого-педагогические особенности обучения формальным упражнениям в контактных единоборствах

Авторы

  • Олег Ю. Захаров МБУ «СШ № 11»
  • Михаил Б. Ингерлейб Южный федеральный университет

Ключевые слова:

ката, боевые искусства, воинская педагогика, развитие личности, интегральная подготовка, каратэ, дзен, психологическая подготовка, кахо, методика преподавания, мотивация

Аннотация

В настоящее время широко поднимается вопрос целесообразности применения формальных комплексов (с японского – «ката») как средства подготовки мастеров боевых искусств к реальному бою. Однако в системе дальневосточной воинской педагогики ката всегда отводится важное место. Включение соревнований по ката в программу олимпийского турнира по каратэ в рамках Олимпийских Игр 2020 в Токио требует более глубокого изучения данного феномена. Огромный педагогический ресурс, заложенный в практике ката, также должен стать предметом глубокого и системного изучения. В статье предпринята попытка обозначить многогранность данного явления в системе традиционных боевых искусств и современных спортивных единоборств.

В статье рассмотрены психолого-педагогические особенности организации и интенсификации педагогического процесса в современных контактных единоборствах с использованием формальных комплексов на примере феномена ката, характерного для дальневосточных единоборств.

Определены дыхательный, идеомоторный, исторический, обучающий, психотренирующий, рекреационно-реабилитационный, саморегуляторный, символический аспекты практики формальных комплексов в системе дальневосточной воинской педагогики. Практика формальных комплексов технических приемов является эффективным тренировочным методом, позволяющим создать оптимальный уровень интегральных нагрузок для всех занимающихся в гетерогенной группе контактных единоборств. Высокая удовлетворенность тренировками среди занимающихся со стереотипом частой практики ката делает формальные комплексы также значимым инструментом мотивации, что особенно важно с точки зрения успешности спортивной организации и привлечения учащихся.

Биографии авторов

Олег Ю. Захаров, МБУ «СШ № 11»

соискатель Академии психологии и педагогики ЮФУ, директор филиала МБУ «СШ № 11»

Михаил Б. Ингерлейб, Южный федеральный университет

старший преподаватель Академии психологии и педагогики ЮФУ

Библиографические ссылки

Ашкинази С., Горелов А., Цед Н., Утенко В. Обучение рукопашному бою в армиях Северной Кореи, Китая и Израиля // Русское боевое искусство. – СПб., 2000. – Вып. 4–5.

Бабушкин Г. Д., Бабушкин Е. Г. Формирование спортивной мотивации : монография. – Омск, 2000. – 179 с.

Вихманн В.-Д. Школа каратэ-до. Искусство ката (выпуск 1) / пер. с нем. – М. : Советский спорт, 1991.

Воронов И. А., Колесник В. П., Цветков С. А. Внушающее воздействие в обучении рукопашному бою по методике китайского генерала ЦиЦзигуана (XVI в.) // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2012. – № 6 (88). – С. 73–76.

Галан В. Каратэ-до // URL: https://refdb.ru/look/2807737-pall.html (дата обращения: 12.05.2017).

Гил К., Ким Ч. Х. Искусство таэквондо. Три ступени. Ступень 1. К голубому поясу : пер. с нем. / предисл. И. С. Соколова. – М. : Советский спорт, 1991. – 176 с.

Гожин В. В., Дементьев В. Л., Сизяев С. В. Формирование состояния боевой готовности спортсмена-единоборца : монография. – М. : Физическая культура, 2009. – 240 с.

Горбылёв А. М, Демченко Н. С. Ката в традиционных боевых искусствах самураев эпохи Токугава (1603–1867). Исследования ката каратэдо // Хидэн. Боевые искусства и рукопашный бой. Научно-методический сборник. Выпуск 2. – М. : 2009. – С. 90–129.

Горбылёв А. М, Демченко Н. С. Становление концепции ката в традиционной японской культуре. Исследования ката каратэдо // Хидэн. Боевые искусства и рукопашный бой. Научно-методический сборник. Выпуск 1. – М. : 2008. – С. 12–31.

Гэнва Н. Большое обозрение каратэдо. Базовые ката каратэдо. Перевод А. Горбылёва // Хидэн. Боевые искусства и рукопашный бой. Научно-методический сборник. Выпуск 10. – М. : 2013. – С. 89–325.

Джонс Д. Традиционные боевые искусства Японии: Путеводитель по системам и школам обучения / пер. с англ. А. Блейз. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2003. – (Боевые искусства).

Дрэгер Д. Классические будзюцу. Пер. с англ. – К. : София, 2000. – 112 с.

Дрэгер Д. Классическое будо / пер. с англ. А. Кратенкова. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 240 с. – (Боевые искусства).

Дрэгер Д. Современные будзюцу и будо / пер. с англ. А. Гарькавого. – М. : Агентство «ФАИР», 1998. – 368 с. – (Спорт).

Жуков С. Н., Подливаев Б. А. Моделирование тренировочных нагрузок в спортивном каратэ-до (ката) // Фан-Спортга. – 2015. – № 1. (48). – C. 19–21.

Жуков С. Н., Подливаев Б. А., Тараканов Б. И. Механизмы энергообеспечения тренировочных и соревновательных упражнений по ката у мужчин в спортивном каратэ-до // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2014. – № 12 (118). – C. 66–70.

Захаров О. Ю. Саморегуляция психических процессов и эмоционального состояния спортсменов в каратэ киокусинкай // Спортивный психолог – 2008. – № 2 (14). – С. 77–78.

Захаров О. Ю., Ли Чжон Ги Проблемы обеспечения массовости и сохранения контингента обучающихся в секциях спортивных единоборств // Физическая культура и спорт – наука и практика. – 2010. – № 1. – С. 52–60.

Иваи Т., Кавамура Т., Канэко С. и др. Дзю-до : пер. с яп. – М. : Физкультура и спорт, 1980. – 2-е изд. – 117 с.

Ингерлейб М. Б. Все дыхательные гимнастики. – М. : Эксмо, 2013. – 320 с.

Ингерлейб М. Б. Роль комплекса образных представлений в эффективности процесса саморегуляции при использовании дыхательных упражнений // Психосоматика и саморегуляция. – 2015. – № 2. – С. 41–46.

Кадочников А. А., Ингерлейб М. Б. Специальный армейский рукопашный бой. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 352 с.

Калмыков Е. В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах : автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. – М., 1996. – 46 с.

Куц В. А. Русский кулачный бой. Традиционная и современная культура самозащиты. Связки. Защита. Оружие. – СПб. : Астер-Пресс, 2011. – 296 с.

Лапшин С. А. Каратэ-до. Ката для начинающих и мастеров. – Д. : Сталкер, 1996. – 336 с.

Мишенев С. В. Соло-композиция с оружием в методике обучения актера // Вестник Санкт-петербургского университета. – 2014. – Вып. 1. – С. 55–63.

Некрасов В. П., Худадов Н. А., Пиккенхайн Л., Фрестер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. – М. : ФиС, 1985. – 176 с.

Орлов Ю. Л. Терминология тактики спортивного каратэ // Додзё. Боевые искусства Японии. – М. : Будо-спорт, 2003. – № 4. – С. 37.

Панченко Г. К. История боевых искусств. Колыбель цивилизаций / под ред. Г. К. Панченко. – М. : Олимп ; АСТ, 1996. – 480 с.

Передельский А. А. Философия, педагогика и психогогика единоборств : учебное пособие. – М. : Физическая культура, 2008. – 240 с.

Подливаев Б. А., Жуков С. Н. Механизмы энергообеспечения в соревнованиях по ката в спортивном каратэ-до // Актуальные проблемы спортивной борьбы / под ред. И. Д. Свищёва. – М. : СпортУниверПресс, 2003. – С. 52–60.

Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. – СПб. : Питер, 2002. – 288 с.

Самохвалова В. Дзэнский психотренинг в боевых искусствах // Кэмпо. – Минск, 1992. – № 5. – С. 18–20.

Donohue J. Kaho: Cultural Meaning and Educational Method in Kata Training // Karate kata. For the Transmission of High-Level Combative Skills. – 2015. – Vol. 1. – P. 1–12.

Friday K. Kabala in motion: Kata and pattern practice in traditional bugei // Journal of Asian Martial Arts. – 1995. – № 4. – P. 27–39.

Habersetzer R. Karate kata. Les 30 katas du Shotokan. – Paris : Amphora, 2004.

Kron B. Kyokushin kata encyclopaedia. – Plaidt : VP-Masberg, 2015.

Rosenbaum M. Kata and the transmission of knowledge in traditional martial arts. – Boston, Mass. : YMAA Publication Center, 2004. – 1st. ed. – 198 p.

Ushiro K. The Essence of Bujutsu Karate – Kata. – Sagamihara : Aiki News, 2003.

Загрузки

Опубликован

2017-08-01

Выпуск

Раздел

Теория и методика физического воспитания