Дидактическая ситуация на уроке как фактор развития смыслотворческой деятельности учащихся

Авторы

  • Анжелика Алексеевна Джуманиязова Южный федеральный университет

Ключевые слова:

дидактическая ситуация, смыслотворческая деятельность, дидактическая единица, смыслообразование, учебная деятельность, смыслотворчество, смысловое пространство, процесс обучения

Аннотация

Получая в школе определенные знания, умения и навыки, ученик не
просто их поглощает, «впитывает» в неизменном виде, но обязательно
преобразует,переформулирует, активно преломляет через свою субъектность. Именно поэтому для развития смыслотворческой деятельности учащихся погружение современного обучения в смыслодидактическое пространство существенным образом меняет его сущность,поднимает его на новый качественный уровень, вводит его в систему «человеческого», «личностного измерения». Создавая на уроках дидактические ситуации на смыслообразующей основе, учащийся, участвуя в учебной деятельности,
проектирует себя, свою собственную траекторию развития. Процесс
поиска и обретения смысла жизни рассматривается как психологическая
реальность, единое смысловое пространство, существенно обусловливающее судьбу человека. Автор исходит из положения о том,что процесс образования также представляет собой единое смысловое пространство.
Делается вывод о том, что дидактические ситуации как один из видов
учебной деятельности определяют условия для создания свободной творческой атмосферы в процессе урока, мотивирующей личность ученика на результативную учебную деятельность, обеспечивающей вид смыслотворчества обучающихся, специально организованной и обеспеченной в процессе обучения (смысл знаний, «переоценку ценностей», смысл духовной или практической деятельности).

Биография автора

Анжелика Алексеевна Джуманиязова, Южный федеральный университет

учитель физики, МБОУ Лицей РГСУ (г. Ростов-на-Дону);соискатель кафедры общей и педагогической
психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета

Библиографические ссылки

Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.: Изд-во Института практической психологии. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 678 с.

Белоусова А. К. Самоорганизация совместной

мыслительной деятельности. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2002.

Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Основы педагогики

в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М., 1997. – 288 с.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

Джакупов С. М. От смысловой теории мышления к концепции совместно-диалогической познавательной деятельности // Вопросы психологии. – 2010. – № 2. – С. 46.

Ильенков Э. В. Дидактика и диалектика // Вопросы философии. – 1974. – № 2. – С. 75–79.

Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса // URL: http://bib.convdocs.org/v8666кашлев_с.с._современные_технологии_педагогического_процесса?page=2

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2003.

Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Евразия, 1997.

Мацкайлова О. М. Гуманитарное пространство урока. – Волгоград: ВГИПКРО, 2004.

Мелентьева И. Б. Формирование духовно-нравственных ценностей в процессе организации смыслотворческой деятельности учащихся // Грани познания. – 2012. – № 3.

Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград: Перемена, 1995.

Олешков М. Ю. Дидактическая коммуникативная ситуация: проблема моделирования // Мир образования – образование

в мире. – 2008. – № 1. – С. 182–194.

Порус В. Н. Искусство и понимание: сотворение смысла // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. – М., 1990. – С. 256–277.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 томах: Т. 1. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с.

Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: учебное пособие. Москва: Академия, 1998. – С. 194.

Федорова Е. Н., Янушкина Г. М. Проблема смыслотворчества в учебной деятельности учащихся // Фундаментальные исследования. – 2004. – № 6. – С. 72–73.

Фоменко В. Т. Исходные логические структуры процесса обучения. – Ростов н/Д, 1985. – С. 221.

Эльконин Д. Б. О структуре учебной деятельности // Избранные психологические труды. – М., 1989. – С. 218–220.

Best B., Thomas W. The Creative Teaching & Learning Resource Book. – New York: Continuum International Publishing Group, 2008.

Pennlert L. A. Visible Teaching? Perspectives on Teaching and Teaching Competence // Didaktisk Tidskrift. – 2013. – Vol. 23. – no. 1. – pp. 513–528.

Загрузки

Опубликован

2017-06-14

Выпуск

Раздел

Психология образования