Графическое моделирование как смыслотехника в учебном процессе

Авторы

  • Елена Ивановна Баева Южный федеральный университет

Ключевые слова:

деятельностный подход, образ, смысл, графический образ, смыслотехника, смыслотворческая деятельность, смыслообраз, смыслообразование, смыслотворчество, смысловая педагогика

Аннотация

В статье говорится, что задача образования сегодня – активизировать деятельность ученика на всех этапах урока с помощью различных видов деятельности: сообщающий (объяснительноиллюстративный), проблемный, программированное обучение и т. д.
Но все виды деятельности объединяет то, что опыт, накопленный ребенком ранее, должен перевоплощаться в новые знания, которые не запоминаются механически, а пропускаются через сознание ученика. При этом развиваются познавательные процессы не только восприятия и воспроизведения, а воображения, памяти, внимания,
речи. Даже самый простой вид деятельности, как сообщающий, не будет воспринят учеником без опоры на образы предметов и явлений, которые накоплены у ребенка в его личном «багаже знаний». Учитель, развивая и обогащая эти образы, помогает ученику познавать новое.
Это новое, полученное через образы, ребенок уже не забудет. При встрече с этим явлением в дальнейшем, память услужливо «нарисует» ему нужный образ. Что же такое образ? По мнению автора, понятие образа очень многогранно. Автор останавливается на более общем понятии: образ – субъективное представление картины мира или
каких-то его частей (отдельных предметов, явлений), обусловленное
чувственно-воспринимаемыми способностями человека и связанное с действием в течение времени.
Автор обращает внимание на связь между образами и действиями. Именно через определенное действие происходит формирование нового образа или трансформация уже имеющегося. Восприятие как чувственный образ является результатом действия восприятия.
Понятие – это продукт мыслительных действий. Воображение как вымышленный образ – это деятельность творческая. Сами действия составляют психологический механизм образов. Актуализация образа, визуализация образа, восстановление его субъектом – это всегда выполнение им тех операций (действий), которые лежат в основе образа.
При использовании образа в процессе решения различных задач ребенок включает его в то или иное действие. Получается, что образ без действия субъекта не может быть ни сформирован, ни восстановлен, ни использован. Отсюда следует, что и управлять формированием образов можно только через посредство действий. Автор делает
вывод о том, что возникает необходимость при обучении развивать образное мышление с помощью смысловой педагогики.

Биография автора

Елена Ивановна Баева, Южный федеральный университет

учитель физики и математики, МБОУ СОШ № 112 (г. Ростов-на-Дону); соискатель кафедры общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета

Библиографические ссылки

Абакумова И. В. Смыслообразование в учебном процессе: автореферат дисс. … д. психол. н. – Ростов н/Д, 2003.

Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Фоменко В. Т.

Новодидактика. – М.: КРЕДО, 2013.

Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: экспериментально-педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с.

Атаманская М. С. Технология графических

образов. – Ростов н/Д: Издательство РО ИПК и ПРО, 2004.

Большой психологический словарь // Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

Кучинский В. И., Гречихо Е. В., Воднева Г. Д. Сущность проблемы понимания и методики его формирования: научно-методические рекомендации. – Витебск УО «ВОГ ИПК и ПРР

и СО», 2005. – 63 с.

Леонтьев Д. А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2003.

Пахотин К. К. Графические модели как инструмент познания в образовании // URL: http://www.experts.in.ua/baza/analitic/index.

php?ELEMENT_ID=51208

Потанина Л. Т., Гусев А. Н. Связь образно-символического мышления с развитием ценностно-смысловых представлений

личности // Вопросы психологии. – 2008. – № 2.

Рудакова И. А. Современные дидактические методы: смыслообразование в учебном процессе: дисс. … д. пед. наук. – Ростов н/Д, 2006. – 377 с.

Розенблют А., Винер Н. Роль моделей в науке // Философия науки. – 1945. – 12. – С. 316–321.

Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 1998.

Фоменко В. Т. Технология графических образов. – Ростов н/Д: Издательство РО ИПК и ПРО, 2004.

Фрей Г. Символические и знаковые модели / Понятие и роль модели в области математики, естественных и социальных наук // Материалы коллоквиума при поддержке Отдела философии наук Международного союза истории и философии наук: Под ред. Х. Фрейденталя. – Дордрехт: Reidel, 1961. – С. 89–97.

Фридман Л. М. Наглядность и моделирование в обучении. – М.: Знание, 1984. – 80 с.

Штофф В. А.Моделирование и философия. – М.: Наука, 1966.

Bridgman P. W. Logic of modern physics. – N. Y., 1927.

Dewey J. The School and Society. – Chicago, 1900.

Wissel Ch. Theoretische Ökologie. – Berlin: Springer, 1989.

Загрузки

Опубликован

2017-06-14

Выпуск

Раздел

Психология образования