Формирование коммуникативных компетенций как фактор успешности обучения и становления морского специалиста

Авторы

  • Екатерина Сергеевна Бугакова ФГБОУ ВПО «Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова»

Ключевые слова:

межличностное общение, коммуникативные барьеры, курсанты, морские вузы

Аннотация

В статье обосновывается необходимость формирования коммуникативных компетенций у курсантов вузов морского профиля с целью повышения успешности их обучения и профессионального становления. Показана специфика обучения курсантов морских высших учебных заведений.Описаны диагностические методики исследования коммуникативных
особенностей курсантов, описан авторский опросник на выявление причин
возникновения коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов вуза морского профиля, намечены пути экспериментального формирования коммуникативных компетенций. В качестве объекта исследования выступили курсанты Института водного транспорта имени Г. Я. Седова в возрасте 17–22 лет, всего 200 человек.
Наосновепредварительногоанализаданных,полученныхв результате применения авторского опросника, были выявленыспецифическиепричины возникновения коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов морского профиля. Обоснована необходимость изучения коммуникативных барьеров и психологического сопровождения при формировании коммуникативных компетенций у курсантов морского вуза.

Биография автора

Екатерина Сергеевна Бугакова, ФГБОУ ВПО «Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова»

помощник директора Института водного транспорта имени Г. Я. Седова – филиала ФГБОУ ВПО «Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова»

Библиографические ссылки

Абакумова И. В., Дзюба Е. А. Смыслотехники в учебном процессе // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2009. – № 7/4. – С. 46.

Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 384 c.

Вересоцкий Э. С., Парохин В. Н. Труд и отдых плавсостава. Человеческий фактор в экипаже. – М.: Транспорт, 1986. – 215 c.

Вечер Л. С. Секреты делового общения. – М.: Высшая школа, 2007. – 432 с.

Ермаков П. Н., Абакумова И. В. О месте гуманитарного образования в инновационной деятельности университета // Высшее образование в России. Научно-педагогический

журнал. – 2014. – № 1. – С. 68–74.

Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.

Пузько В. И. Психологический аспект отбора успешных руководителей плавсостава // Сборник материалов учебно-методического семинара «Проблемы подготовки морских специалистов и пути их решения». – Владивосток: Изд-во Морского государственного университета, 2008. – С. 46–64.

Социальная психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Знание, 1987. – 325 с.

Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. – C. 138–149.

Щербакова Т. Н., Малкарова Р. Х. Коммуникативный ресурс как акмеологический фактор профессионально развития педагога //Российский психологический журнал. – 2013. – № 1. – С. 10–15.

Taylor S. E. Health Psychology. – McGraw-Hills, Inc., 1995. – 781 p.

Walster E. Interpersonal attraction. – N.Y., 1982. – 56 p.

Wood Gooden K. Coping with Family Stress. – N.Y.: Rosen Publishing Group, Inc., 1989. – 179 p.

Загрузки

Опубликован

2017-06-14

Выпуск

Раздел

Социальная психология