Особенности гендерной типологии у юношей и девушек, приобщенных и не приобщенных к физической культуре и спорту

Авторы

  • Елена Валерьевна Коломийченко Южный федеральный университет

Ключевые слова:

гендер, занимающиеся спортом, не занимающиеся спортом, Я-образ, Я-физическое, Я-эстетическое

Аннотация

В статье обоснована необходимость анализа гендерной идентичности применительно к респондентам юношеского и раннего молодого возраста в связи с формированием и развитием Я-образа, а именно Я-физического и Я-эстетического. Выдвинуты предположения, что в связи с «приобщенностью» или «не приобщенностью» к физической культуре и спорту формируется определенная гендерная идентичность, которая оказывает влияние на формирование важнейших составляющих Я-образа в юношеском возрасте
и развитие представлений о Я-физическом и Я-эстетическом в молодом возрасте. Описаны методики исследования гендерной идентичности молодых респондентов – авторская анкета и методика С. Бем. В качестве объекта исследования выступили юноши и девушки в возрасте от 18 до 25 лет по-разному относящиеся к физической культуре и спорту, всего 45 человек. На основе проведенного сравнительного анализа показаны гендерные особенности юношей и девушек, «приобщенных» и «не приобщенных» к физической культуре и спорту, занимающихся типичными «женскими» и типичными
«мужскими» видами спорта.

Биография автора

Елена Валерьевна Коломийченко, Южный федеральный университет

преподаватель Академии физической культуры
и спорта кафедры физкультурно-оздоровительных
технологий ЮФУ

Библиографические ссылки

Воронцов Д. В. Гендерные исследования в социальной психологии: границы поля // Российский психологический журнал. – 2009. – Т. 6. – № 2. – С. 9–19.

Горская Г. Б., Бондаренко Н. А., Зернова Т. Н. Полоролевые стереотипы как регуляторы самопринятия человека в качестве субъекта деятельности // Психологические проблемы

самореализации личности. – Краснодар, 2000. – С. 57–72.

Дамадаева А. С. Влияние занятий спортом на гендерные характеристики личности женщин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2010. – № 3(61). – С. 45–47.

Дамадаева А. С., Шахов Ш. К. Гендерные аспекты

психологического сопровождения спортсменов // Известия дагестанского государственного педагогического университета. Психологопедагогические науки. – Махачкала: Изд-во ДГПУ,

– С. 23–26.

Лях В. Психологические проблемы юношеского спорта в странах западной Европы. // Материалы Международного форума «Молодежь-НаукаОлимпизм». – Москва, 1998. – С. 151–153.

Касьяник Е. Л., Макеева Е. С. Психологическая диагностика самосознания личности. – Мозырь: Содействие, 2007. – 200 с.

Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры. – СПб., 2011. – 180 с.

Шишковская А. В. Особенности физического Я спортсменов разной спортивной специализации // Российский психологический журнал. – 2011. – Т. 8. – № 2. – С. 82–88.

Шишковская А. В. Содержание Я-физического и особенности саморегуляции спортсменов разной физической специализации // СевероКавказский психологический вестник. – 2011. –

№ 9 / 1. – С. 60–62.

Applied Sport Psychology. Personal Growth to Peak

Performance / J.M.Williams (Ed.). 2d ed. – London, Toronto: Mayeld Publishing Company, 1993. – 383 p.

Stambulova N. B. Dynamics of the athlete-coach relations in the course of the athlete’s sports career // Portuguese Journal of Human Performance Studies. – 1999. – Vol. 12. – N 1.– P. 21–34.

Ungerleider S. Mental training for peak performance. –

Emmaus, Pennsylvania: Rodale Press, Inc., 1996. – 196 p.

Загрузки

Опубликован

2017-06-13

Выпуск

Раздел

Социальная психология