Влияние гендерно-возрастных характеристик моделей лицевой экспрессии на успешность их распознания дошкольниками

Авторы

  • Юлия Борисовна Коваль Военный учебно-научный центр Военно-морского Флота «Военно-морская академия им. Н. Г. Кузнецова»
  • Вера Александровна Лабунская Южный федеральный университет

Ключевые слова:

коды экспрессии, распознание экспрессии, опыт общения, гендер, дошкольники

Аннотация

В статье рассматриваются особенности распознания дошкольниками
моделей лицевой экспрессии сверстников и взрослых людей. В качестве детерминант успешности распознания изучаются гендерно-возрастные характеристики моделей (кодов) лицевой экспрессии и опыт непосредственного
общения с субъектами кодирования эмоциональной экспрессии. В исследовании
применялось два блока задач: 1) социально-перцептивные задачи на распознание лицевой экспрессии детей и взрослых; 2) кодирование детьми экспрессии
базовых эмоциональных состояний. Эти задачи входят в состав методики
«Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации
невербального поведения» (В. А. Лабунская, 2008). В статье анализируются
следующие показатели: 1) интегральный индекс успешности распознания экспрессии эмоциональных состояний, смоделированной детьми; 2) интегральный
индекс успешности распознания детьми экспрессии эмоциональных состояний, смоделированной взрослыми людьми; 3) индекс успешности распознания
эмоциональной экспрессии детей, с которыми имеется опыт общения и с которыми опыт общения отсутствует (мальчики и девочки); 4) индекс успешности распознания детьми выражений собственного лица – «Я-экспрессий».
С целью обработки полученных данных применялся Т-критерий, Z-критерий.
В исследовании приняли участие 100 детей старшего дошкольного возраста:
49 мальчиков и 51 девочка, посещающие различные детские сады.

Биографии авторов

Юлия Борисовна Коваль, Военный учебно-научный центр Военно-морского Флота «Военно-морская академия им. Н. Г. Кузнецова»

научный сотрудник научно-исследовательского
отдела профессионального психологического
обеспечения Военного учебно-научного центра
Военно-морского Флота «Военно-морская академия
им. Н. Г. Кузнецова»

Вера Александровна Лабунская, Южный федеральный университет

заведующая кафедрой социальной психологии факультета психологии ЮФУ, профессор, доктор
психологических наук

Библиографические ссылки

Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: Модек, 2000. – 416 с.

Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 78–86.

Барабанщиков В. А. Экспрессии лица и их восприятие. – М.: Изд-во ИП РАН, 2012. – 341 с.

Загвоздкин В. К. Эмоциональный интеллект и его

развитие в условиях семейного воспитания //

Культурно-историческая психология. – 2008. –

№ 2. – C. 97–103.

Зайцева К.А.,Орлов А. М. Оценка связи восприятия

эмоциональной интонации речи с компонентами эмоционального интеллекта // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2012. – Т. 9. – № 1. – С. 126–134.

Изотова Е. И. Феноменология эмоционального развития современных дошкольников // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2013. – Т. 6. – № 29. – URL:

http: // psystudy.ru / index.php / num / 2013v6n29 /

-izotova29.html (дата обращения 20.01.2014).

Карелина И. О. Проблема понимания эмоций детьми дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник (психолого-педагогические науки). – 2010. – № 4. – Т. II. – С. 241–247.

Коваль Ю. Б. Особенности выбора дошкольниками эмоциональной экспрессии с целью регуляции отношений в различных ситуациях социального взаимодействия // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. –

№ 6. – С. 97–102.

Козлова Е.В. Социально-эмоциональное развитие

старших дошкольников // Мир науки, культуры,

образования. – 2009. – № 7 (19). – С. 178–182.

Комкова Е. И., Недвецкая Т. М. Идентификация

эмоций как показатель эмоционального интеллекта у старших школьников // Инновационные образовательные технологии. – 2012. – № 1 (29). – С. 53–58.

Комкова Е. И. Эмоциональный интеллект и восприятие детьми дошкольного возраста семейных отношений // Вестник ВятГУ. – 2010. – № 4 (1). – C. 159–163.

Коццолино М. Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак. – Харьков: Гуманитарный Центр, 2009. – 248 с.

Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: язык тела

и естественный язык. – М.: Новое литературное

обозрение, 2002. – 592 с.

Кривошлыков И.А. Распознавание невербальной

экспрессии как условие субъективного благополучия в интимно-личностных отношениях в подростковом и юношеском возрастах // Интернетжурнал «Науковедение». 2013. – № 4. – URL: http: //

naukovedenie.ru 16ПВН413 (дата обращения

03.2014)

Лабунская В. А. Теоретико-эмпирические основания создания методики «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» // Российский психологический журнал. – 2008. – № 4. –

С. 35–48.

Лабунская В. А., Шкурко Т. А. Развитие личности

методом танцевально- эспрессивного тренинга //

Психологический журнал. – 1999. – Т. 20. – № 1. –

С. 31–38.

Лабунская В. А., Дроздова И. И. Социальнопсихологические особенности субъектов педагогического общения с различным типом соотношения успешности кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2003. – № 1. – С. 248–259.

Лабунская В.А.,Менджерицкая Ю.А. Детерминанты

кодированиядетьмилицевойэкспрессииэмоций:

опыт общения и гендер // Человек. Сообщество.

Управление. – 2014. – № 1. – C. 101–113.

Листик Е. М. Исследование развития способности к распознаванию эмоций по выражению

лица у детей старшего дошкольного возраста //

Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – 2008. – № 2 (23). – С. 68–81.

Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. – М.: Изд-во ИП РАН, 2004. – С. 29–38.

Люсин Д. В., Овсяникова В. В. Измерение способности к распознаванию эмоций с помощью видеотеста // Психологический журнал. – 2013. – Т. 34. – № 6. – С. 82–94.

Наманихина О. И. Взаимодействие с взрослыми

как пространство развития психологического

здоровья старших дошкольников // Российский

психологический журнал. – 2011. – Т. 8. – № 3. –

С. 81–85.

Осипова И. С., Егоров В. С. Особенности эмоционального интеллекта школьников и студентов разных профессиональных типов // Вестник Мордовского университета. – 2011. – № 2. –

С. 66–68.

Приходько А. И. Эмоциональная социализация:

содержание и механизмы // Психологические

исследования: электронный научный журнал. –

– № 4(6). – URL: http: // psystudy.ru (дата

обращения 25.12.2013).

Прусакова О. А., Сергиенко Е. А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 2006. – № 4. – С. 24–36.

Репина Т. А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопросы психологии. – 1984. – № 2. – С. 63–70.

Сапогова Е. Е. Своеобразие переходного периода

у детей 6–7-летнего возраста // Вопросы психологии. – 1986. – № 4. – С. 36–43.

Щетинина А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии. – 1984. – № 3. – С. 60–66.

Ambady N., Weisbuch M. Nonverbal Behavior. In: Susan T. Fiske, D. T. Gilbert, G. Lindzey editors. Handbook of Social Psychology. John Wiley & Sons; 2010, V. 1. р. 464–497.

Beek, van Y., J. Age and Gender Differences in Decoding Basic and Non-basic Facial Expressions in Late Childhood and Early Adolescence // J. of Nonverbal Behavior 2008, V. 32 (1), pp. 37–52.

Bisson J. B. The Development of Emotion Understanding in Preschoolers. Doctoral Dissertations. 2013.http // digitalcommons.uconn.edu / dissertations/139

Boyatzis Ch. J., Ch. Children’s facial and gestural decoding and encoding: Relations between skills and with popularity // Journal of Nonverbal Behavior 1994, V. 18, (1), pp. 37–55.

Cassano J., Perry-Parrish M., Stegall S. Emotion regulation in children and adolescents // J. of Developmental and Behavioral Pediatrics, 2006,V. 27, pp. 155–168.

Chinnici S. G., Crippa M., Agliati A., Anolli L. Nonverbal

Communication of Emotions: An analysis of Behavioral Patterns in Children // 4th International Conference on Methods and Techniques in Behavioral Research, 27–30 August. Amsterdam.

, pp. 135–140.

Dunsmore J., Pa, A. M. Parents’ Beliefs about Emotions

and Children’s Recognition of Parents’ Emotions // J. of Nonverbal Behavior, 2009,V. 33, no. 2, pp. 121– 140.

Ekman P. Facial expression and emotion // American

Psychologist.1993, no. 48, pp. 384–392.

Gagnon M., P., I., K., Milliard K. Children’s Recognition

and Discrimination of Fear and Disgust Facial Expressions // J. of Nonverbal Behavior, March 2010, V. 34, no. 1, pp. 27–42.

Gosselin P., Maassarani R., A., M. Children’s Deliberate

Control of Facial Action Units Involved in Sad and

Happy Expressions // J. of Nonverbal Behavior 2011,

V. 35, pp. 225–242.

Gross A. L., B. Children’s understanding of emotion from facial expressions and situations: A review // Developmental Review, 1991,V. 11(4), pp. 368–398.

Hall J. F. J., Bernieri F. J., Carney D. R. Nonverbal behavior and interpersonal sensitivity / The new handbook of Methods in Nonverbal Behavior Research. Oxford: University Press Inc., New York, 2005. pp. 237–281.

Hall J. A., Coats E. J. & LeBeau L. S. Nonverbal behavior

and the vertical dimension of social relations: A meta-analysis // Psychological Bulletin, 2005, V. 131, no. 6, pp. 898–924.

Herba C., Phillips M. Development of facial expression

recognition from childhood to adolescence: behavioral and neurological perspectives // J. of Child Psychology and Psychiatry, 2004, V. 45, pp. 1–14.

Prinsen T., Punyanunt-Carter N. M. The Diberence

in Nonverbal Behaviors and How It Changes in Diberent Stages of Relationship // Texas Speech Communication J., Vol. 34, Summer, 2009, pp. 1–7.

Rodway P., Schepman A., Lambert J. The ineuence of position and context on facial attractiveness // Acta Psychologica, 2013, (144), рp. 522–529.

Springer K., Meier J. A., Berry D. Nonverbal bases of social perception: Developmental change in sensitivity to patterns of motion that reveal interpersonal events // J. Nonverbal Behavior, 1996, no. 20(4), pp. 199–211.

The new handbook of Methods in Nonverbal Behavior Research / Ed. by Jinni A. Harrigan, Robert Rosenthal, Klaus R. Scherer. Oxford: University Press Inc., New York, 2005, 525 p.

Yoshimoto D., Shapiro A., Brie K., Gottman J. Nonverbal

communication coding systems of committed couples / The new handbook of Methods in Nonverbal Behavior Research. Oxford: University Press Inc., New York, 2005, pp. 369–397.

Загрузки

Опубликован

2017-06-13

Выпуск

Раздел

Социальная психология