Теоретико-психологические аспекты изучения жизненных стратегий личности

Авторы

  • Алина Эдуардовна Ким Южный федеральный университет

Ключевые слова:

жизненная стратегия, жизненные цели, жизненный путь, ценностные ориентации, жизненная удовлетворенность, динамика, типология стратегий, эффективность, временная перспектива, методики исследования

Аннотация

В статье обобщаются и систематизируются современные теоретико-психологические представления о жизненной стратегии личности, устанавливаются и обозначаются аспекты ее изучения; жизненная стратегия рассматривается как способ существования личности, направленный на соединение своей индивидуальности с условиями жизни.

Обобщены и обозначены следующие психологические аспекты изучения жизненной стратегии: содержательный, динамический, типологический, оценочный, временной и методический.

Для каждого из аспектов раскрываются исследовательские трактовки, содержание и строение жизненной стратегии. Акцентируется внимание на многокомпонентном строении жизненной стратегии, которое традиционно раскрывается исследователями как включающее когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Предлагается дополнить представленные в литературе компоненты жизненной стратегии кондициональным компонентом, отражающим учет личностью собственных особенностей.

Особое внимание в статье обращается на типологический аспект изучения жизненной стратегии, который в эмпирических исследованиях адресован изучению индивидуально-своеобразных стратегий. В статье приводятся два глобальных основания для установления типов жизненных стратегий: доминирующее содержание того или иного компонента жизненной стратегии и самооценка жизненной стратегии, которую выносит личность с учетом степени достижения субъективно-приемлемого для нее результата.

Рассматриваются исследовательские оценки жизненной стратегии, обобщенные в понятиях «эффективная», «оптимальная», «пессимистичная». Показана проблематичность такого рода оценок в связи с незавершенностью личностью жизненной стратегии в каждый момент времени.

В рамках раскрытия содержания временного аспекта изучения жизненной стратегии акцентируется внимание на устремленность жизненной стратегии в будущее, с одной стороны, и на фиксацию исследователями особенностей жизненной стратегии в настоящем, с другой стороны.

В качестве диагностического инструментария изучения жизненной стратегии в конкретных эмпирических исследованиях выступают тестирование, анкетирование, самоописание, самооценки. Отмечается, что в эмпирических исследованиях жизненных стратегий традиционно и преимущественно изучается когнитивный компонент жизненной стратегии, осуществляемой молодыми людьми студенческого возраста.

Делаются выводы о строении жизненной стратегии, обобщаются тенденции ее эмпирического изучения.

Биография автора

Алина Эдуардовна Ким, Южный федеральный университет

аспирант кафедры социальной психологии и психологии личности Академии психологии и педагогики Южного федерального университета

Библиографические ссылки

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 289 с.

Белецкая А. А. Особенности жизненных стратегий учащихся старших классов: дисс. ... канд. психол. наук. – М., 2012. – 170 с.

Белугина М. А. Психологическое содержание жизненных стратегий личности в юношеском возрасте: дисс. ... канд. психол. наук. – Ярославль, 2009. – 153 с.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо, 2015. – 592 с.

Васильева О. С., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 74–84.

Воронина О. А. Жизненные стратегии как фактор отношения студентов к учебной деятельности: дисс. ... канд. психол. наук. – Курск, 2009. – 230 с.

Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С. 43–52.

Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова Думка, 1988. – 142 с.

Дементий Л. И., Купченко В. Е. Жизненные стратегии. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. – 192 с.

Джанерьян С. Т., Афанасенко И. В. Я-концепция как детерминанта карьерной стратегии у мужчин и женщин – представителей технономических профессий // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2005. – № 3. – С. 180–186.

Земзюлина И. Н., Есенкова Н. Ю., Воробьева М. Е. Переживание особой жизненной ситуации – ситуации беременности – в контексте жизненного пути личности // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: Материалы V Всероссийской научно-практической (заочной) конференции, посвященной 75-летию доктора психологических наук, профессора, почетного профессора РГПУ им. А. И. Герцена В. Н. Панферова. – М.: СВИВТ, 2015. – 239 с.

Кормакова В. Н. Проектирование жизненных стратегий как условие профессионально-личностного самоопределения старшеклассников // Образование и общество. – 2009. – № 1. – С. 55–58.

Купченко В. Е. Возрастные особенности типологии жизненных стратегий // Психология человека в современном мире: Материалы Всероссийской юбилейной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна (Москва, 15–16 октября 2009 г.). – М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2009. – С. 213–220.

Купченко В. Е., Сачук К. В. Особенности когнитивной сферы у лиц с разным типом жизненной стратегии // Вестник Омского университета. Серия «Психология». – 2010. – № 2. – С. 5–11.

Купченко В. Е., Фирстова Н. Э. Особенности самоотношения личностей с различным типом жизненной стратегии в период средней зрелости // Вестник Омского университета. Серия «Психология». – 2011. – № 1. – С. 4–10.

Логинова Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: учебное пособие. – Алматы: Казах. университет, 2001. – 172 с.

Ляхова М. А. Особенности ценностных компонентов жизненных стратегий студентов вуза, воспитывающихся вне родительской семьи // Вестник КемГУ. – 2012. – Т. 1. – № 4 (52). – С. 167–174.

Ляхова М. А. Ценностные компоненты жизненных стратегий студентов вуза, воспитывающихся вне родительской семьи: дисс. ... канд. психол. наук. – Кемерово, 2011. – 268 с.

Петрова Е. А., Петров А. И. Жизненные стратегии как предпосылка конкурентоспособности личности и их психологическая диагностика // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2011. – № 7 (95). – С. 185–191.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2013. – 713 с.

Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Современные исследования. – 2007. – № 4 (276). – С. 37–43.

Тихомиров О. К. Психология мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 272 с.

Толстых H. H. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. – 1984. – № 3. – С. 74–86.

Шкрябко И. П. Психологические особенности жизненных стратегий, реализуемых супругами // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. Тематический выпуск «Психология и педагогика». – 2006. – № 13 (62). – С. 100–103.

Шумихина А. В. Притязания студентов-психологов в связи с особенностями их Я-концепций: дисс. ... канд. психол. наук. – Ростов н/Д, 2009. – 201 с.

Dzhaneryan S. T., Gvozdeva D. I., Astafyeva I. N., Obuhova Yu. V. Frustration Features of City Students // The Social Sciences. – 2015. – no. 10 (6). –pp. 1443–1448.

Загрузки

Опубликован

2016-11-05

Выпуск

Раздел

Психология личности