Теоретико-психологические аспекты изучения видов воображения

Авторы

  • Александра Викторовна Иванова Южный федеральный университет

Аннотация

В настоящей статье были систематизированы психологические исследования видов воображения. Актуальность исследования аспектов изучения воображения обусловлена, с одной стороны, его высокой ценностью в жизни каждого человека, с другой - его недостаточной изученностью в современной психологии. Предметом нашего исследования выступили научно-психологические представления о воображении. По критерию трактовок и функций воображения были установлены и обозначены следующие психологические аспекты изучения видов воображения: когнитивно-процессуальный, побудительно-мотивационный, воображение как фактор развития личности, воображение как профессионально важный фактор, дифференциально-психологический аспект, событийно-ситуационный аспект. Показано, что в каждом из аспектов изучения воображения его ведущие трактовки сходны в подчеркивании исследователями результативности этого процесса – создания нового; в качестве традиционно исследуемого выступает произвольное воображение. Воображение – многофункциональный процесс, участвующий в познании, обеспечении продуктивности созидательной и профессиональной деятельности, прогнозировании, планировании будущего, мотивировании личности, адаптации, саморазвитии личности, создании и поддержании Я-концепции, реализации психологических защит личности.

Анализ трактовок и функций воображения позволил выделить основные противоречия: между отнесением его к высшим психическим функциям и исследованием его роли в совладающем поведении; между акцентированием внимания на его роли в развитии и самосовершенствовании личности и преимущественном его изучением у детей и подростков; между утверждением значимости каждого из видов воображения и преимущественным изучением только произвольного его вида; между констатацией обусловленности воображения личностными особенностями субъектов и ограниченностью круга эмпирических исследований, специально посвященных характеристикам воображения в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.

Биография автора

Александра Викторовна Иванова, Южный федеральный университет

аспирант кафедры социальной психологии и психологии личности Академии психологии и педагогики Южного федерального университета

Библиографические ссылки

Бессонова Н. М. Формирование воображением образов желаемых состояний в ситуациях неопределенности // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 7. – С. 302–309.

Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.; Воронеж: Изд-во Ин-та практической психологии, 1995. – 352 с.

Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 200 с.

Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998. – 364 с.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 95 с.

Выготский Л. С. Психология искусства. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 480 с.

Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.: Смысл, Эксмо, 2005. – 1136 с.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.

Джанерьян С. Т. Потеря работы: жизненное событие и ситуация // Психологический вестник. – 1996. – Вып. 1. – Ч. 2. – С. 272–282.

Джанерьян С. Т., Солдатова И. А. Психологическая готовность студентов-выпускников ЮФУ к предпринимательской деятельности // Наука и образование; хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2012. – № 2 (21). – С. 12–17.

Дмитриева М. А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. – Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1979. – 220 с.

Додонов Б. И. Эмоция как ценность. – М.: Педагогика, 1978. – 272 с.

Изард К. Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2013. – 508 с.

Качалова А. А. Развитие художественного воображения детей: педагогический аспект: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. – Шадринск, 2010. – 23 с.

Красноперов О. В., Панченко А. Л. Субъективные характеристики сна и свойства личности // Вопросы психологии. – 1991. – № 6. – С. 139–141.

Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. – СПб.: Речь, 2002. – 542 с.

Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 580 с.

Моросанова В. И., Аронова Е. А. Самосознание и саморегуляция поведения. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 2007. – 214 с.

Найссер У. Познание и реальность. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 398 с.

Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. – М.: Эксмо, 2010. – 368 с.

Никифорова О. И. К вопросу о воображении // Вопросы психологии. – 1972. – № 2. – С. 67–77.

Петровский А. В. Введение в психологию. – М.: Академия, 1996. – 496 с.

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979. – 392 с.

Рибо Т. Творческое воображение. – СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлих, 1901. – 318 с.

Рожков Н. Т. Психоаналитическая педагогика: теория и технологии: монография. – Орел: Изд-во МАБИВ, 2013. – 266 с.

Семке В. Я. Истерические состояния. – М.: Медицина, 1988. – 224 с.

Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.

Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. – М.: Академический Проект, 2007. – 218 с.

Dzhaneryan S. T., Gvozdeva D. I., Astafyeva I. N., Obuhova Yu. V. Frustration features of city students // The Social Sciences. – 2015. – no. 10 (6). – pp. 1443–1448.

Загрузки

Опубликован

2016-11-05

Выпуск

Раздел

Общая психология