Факторы, определяющие отношения участников межпоколенного педагогического взаимодействия

Авторы

  • Анна Валерьевна Гаврилова Южный федеральный университет

Ключевые слова:

межпоколенное взаимодействие, полифигуративная культура, педагогическое взаимодействие, стиль общения, направленность в общении, межличностные отношения, преподаватели, поколение Беби-бумеров, поколение Х, студенты

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования направленности отношений преподавателей, представителей поколений Беби-бумеры и Х. Рассматриваются существующие исследования по проблеме межпоколенного педагогического взаимодействия. Отмечается противоречие между констатацией разрыва поколений преподавателей и обучающихся и неопределенными способами взаимодействия преподавателей и обучающихся в новом ключе. В исследовании принимали участие преподаватели двух поколенческих групп: Беби-бумеров (1946–1964 гг. рождения) и Х (1965–1983 гг. рождения) по 60 человек в каждой группе. Использовались: методический прием диагностики поколенческой идентичности Н. Л. Ивановой, опросник межличностных отношений А. Рукавишникова, методика «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири, методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко, многофакторный личностный опросник FPI, методика диагностики направленности личности в общении С. Л. Братченко. Для статистической обработки данных использовался факторный анализ методом главных компонент.

Эмпирически выявлено, что у преподавателей поколения Беби-бумеров преобладает интегративный фактор доминирования, сочетающийся с эмоциональной неустойчивостью, авторитарностью, реактивной агрессивностью; во взаимодействии со студентами они стремятся контролировать и руководить, используя для этого широкий арсенал стилей общения – от манипулятивного до диалогического. У преподавателей поколения Х также преобладает фактор доминирования, но выделилась группа и с преобладанием фактора дружелюбие. Делается вывод о том, что в целом преподавателям поколения Беби-бумеров и Х скорее присуще доминирование в отношениях, лишь небольшому проценту преподавателей присуще дружелюбие. У этой группы компоненты поколенного педагогического взаимодействия имеют иную структуру: индифферентный и альтероцентрический стиль общения со студентами, в отношениях с людьми – склонность к подчинению.

Биография автора

Анна Валерьевна Гаврилова, Южный федеральный университет

ассистент кафедры психологии образования Академии психологии и педагогики Южного федерального университета

Библиографические ссылки

Богдановская И. М., Иконникова Г. Ю., Королева Н. Н. Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2015. – Т. 7. – № 1. – URL: http://psyedu.ru/journal/2015/n1/Bogdanovskaya_et_al.phtml

Витвицкая Л. А. Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса университета: монография. – М.: Дом педагогики, Изд-во ИПК ГОУ ОГУ, 2009.

Грязнова Ю. Г. Конфликтогенность межпоколенного взаимодействия в культуре современного российского общества // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2011. – № 2. – С. 42–47.

Исаева Е. Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – № 4 (15). – URL: http://medpsy.ru

Коатс Д. Поколения и стили обучения / Пер. с англ. Л. Е. Колбачева. – М.: МАПДО; Новочеркасск: НОК, 2011. – 121 с.

Кондрашкин А. В. Мотивационно-потребностная сфера подростков, находящихся в различных социальных ситуациях развития: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 2013.

Королева Д. О. Использование социальных сетей в образовании и социализации подростка: аналитический обзор эмпирических исследований (международный опыт) // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – № 1. – C. 28–37.

Павлова Е. А. Особенности применения дистанционного обучения с учетом теории поколений // Вестник МПГУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – 2012. – 1 (23). – С. 64–68.

Сапоровская М. В. Теория и практика исследования межпоколенной связи в семейном контексте // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2010. – № 1 (9). – URL: http://psystudy.ru. 0421000116/0004

Семенова В. В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. – 271 с.

Сиврикова Н. В. Взаимосвязь социальной идентификации и ментальности поколений // Культура и образование. – 2014. – № 12. – URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/12/2717

Скок Н. И. Биосоциальная проблематика межпоколенного взаимодействия // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2012. – № 3. – С. 82–84.

Сыченко Ю. А. Социокультурная детерминация межпоколенного рассогласования ценностных ориентаций субъектов педагогического взаимодействия // Актуальные проблемы психологического знания. – 2012. – № 3. – С. 107–119.

Тарасова Л. Е. Межпоколенное взаимодействие как один из факторов социализации и адаптации // Изв. Сарат. ун-та. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2012. – Т. 12. – Вып. 4. – С. 22–25.

Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 1. – С. 23.

Шаблыко Е. Ю. Межпоколенное взаимодействие в современной российской семье: диалектика традиционности и инновационности // Социология и социальная работа. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия Социальные науки. – 2010. – № 4 (20). – С. 132–137.

Шурбе В. З. Социокультурные детерминанты межпоколенного взаимодействия // Известия ВолгГТУ. – 2012. – Т. 3. – Вып. 10. – С. 53–58.

Kalb C. Generation 9/11 // Newsweek [Official website]. – URL: http://europe.newsweek.com/911s-children-grow-79477?rm=eu

Schmidt L., Hawkins P. Children of the tech revolution // Sydney Morning Herald. Life & Style [Official website]. – 2008. – pp. 1–4. – URL: http://www.smh.com.au/news/parenting/children-of-the-tech-revolution/2008/07/15/1215887601694.html

Wallis C. Gen M: The Multitasking Generation // Time Magazine. – 2006.

Загрузки

Опубликован

2016-11-05

Выпуск

Раздел

Общая психология