Психофизиологические корреляты когнитивной деятельности у профессиональных танцоров

Авторы

  • Мария Игоревна Наумова
  • Людмила Александровна Дикая

Ключевые слова:

когнитивная деятельность, ЭЭГ, когерентность, частотный диапазон, психофизиологические корреляты, танцевальная одаренность, профессиональные танцоры

Аннотация

В статье обоснованы актуальность исследования танцевальной одаренности и необходимость изучения психофизиологических коррелятов когнитивной деятельности у профессиональных танцоров. Полученные результаты вносят вклад в развитие представлений психологии и пси- хофизиологии о детерминантах и факторах развития танцевальной одаренности.

Описаны методика и процедура проведения эмпирического исследования. В исследовании приняли участие 60 студентов в возрасте от 18 до 25 лет, из них: 20 профессиональных танцоров, которые достигли высокого уровня мастерства в этой области; 20 начинающих танцоров, которые имеют только базовый опыт в танцах и не получили завершенной, всесторонней подготовки, и 20 студентов, никогда не занимавшихся танцами или другими видами спорта (контрольная группа).

В качестве построения когнитивной деятельности испытуемым предлагали задачи разного типа, которые можно разделить на конвергентные и дивергентные задачи, а также задачи, используемые для моделирования разных уровней построения движений. Каждый тип задач включал создание двигательного и танцевального образов (мысленное представление). В конце исследования мысленное представление (движение, танец) необходимо было воссоздать в реальном танце или движении, что  оценивалось экспертами.

Для изучения силы и характера распределения когерентных связей коры головного мозга во время выполнения когнитивной деятельности у участников исследования использовался метод  ЭЭГ.

В работе представлены результаты исследования характера распределения когерентных связей коры мозга у профессиональных танцоров при выполнении когнитивной деятельности (мысленного представления элементов профессионально-специфичной танцевальной). Выявлены общие и специфические особенности в характере корковых взаимодействий у профессиональных танцоров, начинающих танцоров и не танцоров при решении когнитивных задач. Показано, что мозговая система профессиональных танцоров реализует процессы обработки и манипулирования информацией раньше, чем мозговая система начинающих танцоров и не танцоров.

Биографии авторов

Мария Игоревна Наумова

аспирант кафедры психофизиологии и клинической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета

Людмила Александровна Дикая

доцент кафедры психофизиологии и клинической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, кандидат психологических наук

Библиографические ссылки

Бернштейн Н. А. О построении движений. – М.: Медгиз, 1947.

Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. В. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. – М.: МИОО, 2005. – С. 10–13.

Вольф Н. В., Разумникова О. М. Половые различия полушарных пространственно- временных паттернов ЭЭГ при воспроизве- дении вербальной информации // Физиол. чел. – 2004. – Т. 30. – № 3. – C. 27–34.

Дикая Л. А., Карпова В. В. Влияние профессиональной художественной подготовки на особенности формирования функциональных связей коры головного мозга при выполнении образной творческой деятельности // Российский психологический журнал. – 2014. – Т. 11. – № 4. – С. 80–91.

Дикая Л. А., Наумова М. И. Психофизиологические корреляты когнитивной деятельности у моторно-одаренных школьников // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2014. – № 12/1. – С. 5–9.

Дикая Л. А. Развитие креативности у специалистов по противодействию терроризму и ликвидации последствий террористических актов // Российский психологический журнал. – 2013. – Т. 10. – № 5. – С. 32–38.

Дикий И. С. Особенности функциональной организации коры головного мозга у одаренных учащихся различных возрастных групп при выполнении когнитивной деятельности // Естественнонаучный подход в современной психологии / Отв. ред. В. А. Барабанщиков. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 2014. – С. 260–265.

Ермаков П. Н. Межполушарная асимметрия электрической активности мозга человека как показатель идеомоторной регуляции функционального состояния // Всесоюзная конференция «Человеко-машинные системы и комплексы принятия решений». – Таганрог, 1989.

Ермаков П. Н. Функциональная межполушарная асимметрия в динамике психомоторной активности человека: автореф. дисс. … докт. биол. наук. – Л., 1988.

Ермаков П. Н. ЭЭГ-характеристика функционального состояния головного мозга человека в динамике идеомоторного акта // Тезисы докладов II Всесоюзной конференции «Принципы и механизмы деятельности мозга человека». – Ленинград, 1989.

Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Изд-во Московского психолого- социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 448 с.

Матюшкин А. М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. – М.: Школа-Пресс, 1993. – 127 с.

Наумова М. И., Дикая Л. А. Функциональные связи коры мозга у учащихся с моторной одаренностью при выполнении когнитивной деятельности на разных возрастных этапах // Научно-образовательный журнал «Образование. Наука. Инновации: Южное измерение». – 2014. – № 5 (37). – С. 116–123.

Разумникова О. М., Брызгалов А. О. Частотно-пространственная организация электрической активности мозга при креативном вербальном мышлении: роль фактора пола // Журнал высшей нервной деятельности. – 2005. – Т. 55. – № 4. – С. 459–467.

Свидерская Н. Е. Формы функциональной асимметрии пространственной органи- зации фоновых ЭЭГ у человека // Журнал высшей нервной деятельности. – 2009. – Т. 59. – № 1. – С. 66–74.

Carlsson I., Wendt P. E., Risberg J. On the neurobiology of creativity. Differences in frontal activity between high and low creative subjects // Neuropsychol. – 2000. – V. 68. – pp. 876–875.

Dikaya L. A., Dikiy I. S. Brain correlates of composing major and minor music // International Journal of Psychology. – 2012. – V. 47. – Supp. 1. – P. 113.

Dikiy I. S., Pokyl E. B., Dikaya L. A. Features of functional integration of cortical areas of gifted senior pupils at the solution of cognitive tasks // International Journal of Psychophysiology. – 2014. – V. 94. – Issue 2. – P. 223.

Fink А., Graif В., Aljoscha C., Neubauer A. C. Brain correlates underlying creative thinking: EEG al- pha activity in professional vs. novice dancers // NeuroImage. – 2009. – 46. – pp. 854–862.

Загрузки

Опубликован

2015-12-27

Выпуск

Раздел

Психофизиология и клиническая психология

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)