Методологические основы изучения влияния современных информационных технологий на ценностно-смысловую сферу личности

Авторы

  • Вячеслав Николаевич Долгополов

Ключевые слова:

личность, ценностно-смысловая сфера, ценности, смыслы, информационные технологии, Интернет, информационное общество

Аннотация

В статье рассматриваются методологические и теоретические основы влияния информационно-коммуникационных технологий на ценностно-смысловую сферу личности. Актуальность исследования обусловлена  тем,  что  в  современном  мире  происходит  революция в информационных технологиях, основанная на крупных успехах физи- ки, радиотехники, нейроматематики, психологии, нейрофизиологии, когнитологии, социологии и других гуманитарных наук. Деятельность человека определяется его образом мира, системой ценностей исмысло- жизненных ориентаций. Это положение является нетривиальным в контексте воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на личность человека.

Научная новизна содержит выявление тенденции развития информационно-коммуникационных технологий (сети Интернет) и описание на теоретическом уровне перспективы трансформации картины мира и ценностно-смысловой сферы личности. В работе представлен обзор современных концепций влияния информационных технологий на ценностно-смысловые ориентации личности с точки зрения отечественных и зарубежных научно-психологических школ. Дано развернутое описание содержания ценностно-смысловой сферы личности и определены основные механизмы влияния информационных технологий.

Актуальной задачей является изучение особенностей психологических механизмов идентификации и самопрезентации у пользователей информационно-коммуникационных технологий. Проанализированы актуальное состояние и перспективные направления развертывания дальнейших исследований познавательных и коммуникативных применений сети Интернет.

Практическая значимость исследования состоит в том, что детальный анализ воздействия информационно-коммуникационных технологий на ценностно-смысловую сферу личности имеет широкий спектр возможностей применения в таких сферах, как: идеология, имиджелогия, психотерапия, создание электронных масс-медиа, компьютерная психокоррекция, управление бизнесом и политикой, информационное противоборство (информационная и интеллектуальная войны).

Биография автора

Вячеслав Николаевич Долгополов

аспирант кафедры общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета

Библиографические ссылки

Абакумова И. В. Смыслодидактика. Учебник для магистров педагогики и психологии. – М.: КРЕДО, 2008. – 386 с.

Абакумова И. В., Кагермазова Л. Ц. Смысловые коммуникации в учебном процессе: теория и технология направленной трансляции смыслов в обучении. – Нальчик: Изд-во КБГУ, 2008. – 312 с.

Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. – СПб.: Речь, 2003. – 296 с.

Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. – М.: Смысл, 2003.

Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Изд-во МГУ, 1976.

Леонтьев Д. А. Психология смысла. – М.: Смысл, 2003.

Песков Д. Н. Интернет в России: политическая утопия? // Полис. – 2002. – № 1. – С. 35.

Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – 1984. –

№ 21. – С. 13–21.

Bell D. The Social Framework of the Information Society // The Microelectronics Revolution. – 1980. – P. 500.

Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture Oxford. – UK: Blackwell Publishers Ltd., 2000.

Masuda Y. Computopia: Rebirth of Theological Synergism // The Information Society as Post- Industrial Society. – 1980. – pp. 146–154.

Toffler A. The Politics of the Third Wave. The Third Wave. – New York: Bantam., 1998.

Загрузки

Опубликован

2015-12-27

Выпуск

Раздел

Общая психология