Символ как психологическая категория в психоаналитических теориях

Авторы

  • Елена Аркадьевна Колтунова

Ключевые слова:

символ, символизация, абстракция, эмпирическое и теоретическое обобщение, психосемантический образ, интерпретация

Аннотация

Символизация – процесс создания (на уровне общественного    сознания) и освоения (на уровне индивидуального сознания) понятий-символов, кон- центрирующих в обобщенной форме значимость их специфических свойств как «сверхважных» или «сверхреальных». Понятия-символы имеют функцию, отличную от любого иного понятия, поскольку выступают в роли универсальных индикаторов, ориентирующих познающего субъекта на значимости того контекста, который должен быть не просто индифферентно вос- принят, а нуждается в осмыслении, оценке, определенной интерпретации. В рамках различных психологических подходов проблема символизации рас- сматривается и оценивается по-разному. Поэтому представляется важным и интересным проанализировать обращенность к понятиям-символам на примере психоанализа (З. Фрейд) и их рассмотрении зарубежными учеными (К. Юнг, А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм), трактовки которых явились посылом в освоении данной научной категории и в дальнейшем способствовали вы- ходу на интегративный уровень понимания механизмов развития символов и символизации.

Биография автора

Елена Аркадьевна Колтунова

учитель-дефектолог Государственного казённого образовательного учреждения Ростовской области «Областной центр образования неслышащих учащихся» (ГКОУ РО ОЦОНУ)

Библиографические ссылки

Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / под ред. И.Б. Ханиной. – М.: Наука; Смысл, 1999. – 350 с.

Гуманитарная коллекция. «Бессознательное». – Новочеркасск: Агентство «Сагуна», 1994.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2000.

Петренко В.Ф. Психосемантика сознания: учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 208 с.

Цвейг С. Зигмунд Фрейд // Биографическая трилогия «Врачевание и психика». – М.: Изд-во «Форкис», 1990.

Эриксон Э. «Детство и общество». – СПб.: Речь, 2000.

Юнг К.Г. Введение в психоанализ. Гл. 5. – М., 1997.

Опубликован

2015-09-19

Выпуск

Раздел

Общая психология