Влияние этноконфессиональной принадлежности и профессиональной направленности на особенности правосознания студентов

Авторы

  • Сергей Леонидович Лунин
  • Вадим Петрович Пономарев

Ключевые слова:

правосознание, профессиональная направленность, этноконфессиональная принадлежность, смысловая сфера, ценности, смысложизненные ориентации, поведенческие стратегии

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема влияния профессиональ- ной, национальной и религиозной принадлежности индивида на особен- ности его правосознания. Авторы понимают правосознание как совокупность взглядов, ценностных ориентаций, выражающих личностные установки, актуализирующие отношения людей кконкретным законам ик правосудию в целом. С их точки зрения правосознание не просто включает знание действующего права, его принципов и требований, окрашенных определенным оценочным отношением  (по  принципу  хорошо–плохо), но и обязательно отражает уровень личностной «пристрастности» к правовой регламентации своей собственной жизни, отражает уровень насыщенности личностным смыслом тех аспектов поведения, которые регулируются существующими правовыми нормами. В статье дана ха- рактеристика уровней развития правосознания по критерию смысловой насыщенности.

Проведенное эмпирическое исследование (анкетирование, психоме- трическая диагностика) позволило выявить, как профессиональная направленность и этноконфессиональная отнесенность студентов влияют на специфику их правосознания. Было выявлено, что существует устойчивая связь между отсутствием веры (когда студент рефлекси- рует и оценивает себя как неверующего в Бога, и как не принадлежащего ни к одной из религий или религиозных течений) и отношением к праву. Для людей, которые позиционируют себя как атеисты, характерна ни- гилистическая жизненная стратегия (неверие в позитивные изменения), ив их ответах наиболее явственно прослеживаются элементы правового нигилизма, как неверия вто, что правовые нормы жизни будут совершен- ствоваться по мере развития общества (имеется в виду не развитие самих законов, а признание этих законов личностной ценностью каждым конкретным человеком). Этноконфессиональное сравнение выявило, что наиболее позитивное отношение как вера в то, что закон реально регламентирует нормы жизни, характерна для мусульман, далее (по степени выраженности оптимизма) идут православные, затем иудеи, и на последнем месте в этой иерархии оказываются атеисты, которые показали наиболее высокий уровень правового  нигилизма.

Биографии авторов

Сергей Леонидович Лунин

соискатель кафедры общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета

Вадим Петрович Пономарев

аспирант кафедры общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета

Библиографические ссылки

Абакумова И. В., Кагермазова Л. Ц., Савин В. А. Диалог культур как смыслотехнология формирования установок толерантного сознания и поведения студентов вуза // Российский психологический журнал. – 2013. – Т. 10. – № 1. – С. 46–59.

Аминов И. И. Юридическая психология. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 416 с.

Арыстамбаева С.А.Социально-философский анализ правосознания. Монография. – Астана, 2008. – 214 с.

Ахметов С. А. Правосознание и его социальные противоречия: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – Алматы, 1998. – 20 с.

Боер В. М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории): автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 1993. – 22 с.

Веденкин Н. А. О необходимости диагностики уровня развития правосознания личности кандидата на службу в органы внутренних дел // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. – 2011. – № 2.

Гулевич О. А. Структура правосознания и поведение в правовой сфере // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2009. – № 5 (7).

Жикривецкая Ю. В. Правосознание россиян в переходный период развития общества: дисс. … канд. филос. наук. – М., 2004. – 179 с.

Кадацких И. Ю. Особенности этнокультурного Я в структуре самосознания личности студентов // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Ювенология. Социокинетика. – 2008. – Т. 14. – № 3. – С. 191–196.

Казурова О. Ю. Правовая социализация сту- денческой молодежи в условиях современного российского общества: автореф. дисс. … канд. социол. наук. – Волгоград, 2006. – 21 с.

Кваша А. А. Правовые установки граждан: ав- тореф. дисс. … канд. юрид. наук. – Волгоград, 2002. – 27 с.

Корник А. А. Формирование правосознания в трансформирующемся обществе: социально-философский анализ: автореф. дисс. … канд. филос. наук. – Ставрополь, 2007. – 23 с.

Котова М. В. Этническое предубеждение и установка: соотношение понятий // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2008. – № 8. – С. 79–80.

Купавская А. С. Этнокультурная компетент- ность как составляющая компетентности в общении // Психология общения: тренинг человечности: Тезисы международной научно-практической конференции, по- священной 70-летию со дня рождения Л. А. Петровской. – М., 2007. – C. 262–264.

Михеева И. В. Трансформация ценностно- смысловой сферы личности в условиях современной России в контексте исследования правосознания: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Барнаул, 2004. – 24 с.

Муслумов Р. Р. Особенности мотивации студентов в изучении правоведения // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2009. –

№ 3. – С. 310–313.

Хвыля-Олинтер А. Влияние религиозного фактора на формирование правового созна- ния // Гуманитарные науки и юридическое мировоззрение: материалы межвузов- ской научно-практической конференции. – Белгород, Изд-во Белгород. юрид. ин-та МВД России, 2003. – С. 33–40.

Kruteleva L. Ju., Abakumova I. V. Life-sense Strategies as a Motivational-Dynamic Characteristic of a Person // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2013. – 86. – pp. 35–41.

Leung K. Social axioms. The search for universal dimensions of general beliefs about how the world functions // J. of Cross-Cultural Psychology. – 2002. – V. 33. – pp. 286–302.

Загрузки

Опубликован

2015-08-26

Выпуск

Раздел

Юридическая психология