Особенности представлений русских предпринимателей о партнёрах по малому бизнесу, принадлежащих к «своей» и «чужой» этнической группе

Авторы

  • Анастасия Бзезян

Ключевые слова:

представление, личностные характеристики, предприниматель, этническая группа

Аннотация

Статья посвящена изучению влияния на представления русских предпринимателей о партнерах по бизнесу их принадлежности к «своей» или«чужой» этнической группе, исследованию влияния непосредственного или опосредованного опыта общения с ними. Рассматриваются оценки выраженности набора личностных черт, которые традиционно входят в структуру представлений о предпринимателе, и совокупность которых указывает на степень позитивности – негативности представления о предпринимателе. Сравнительный анализ оценок личностных характеристик предпринимателей, принадлежащих к «своей» и «чужой» этнической группе, показал существенное влияние этнического фактора на степень позитивности представлений о предпринимателе.

Биография автора

Анастасия Бзезян

аспирант кафедры социальной психологии факультета психологии ЮФУ

Библиографические ссылки

Андреева Г.М. Психология социального познания: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2000.

Балашова Е.А. Взаимосвязь этнокультурной принадлежности и специфики социальных представлений об отношении руководства и подчинения (на выборке русских и татар): автореф. дис. … канд. психол. наук. – URL: http://childpsy. ru/dissertations/id/22282.php

Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во МГУ, 1982.

Гребенникова О.В. Особенности социальных представлений современных российских подростков // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2010. – № 2 (10). – URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n2–10/308- grebennikova10.html

Дагаева Е.А. Теория социальных представлений как методологическая основа изучения имиджа // Материалы докладов XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев. – М.: Издательский центр Факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. – URL: http://www. lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2007/17/ dagaeva_ea.doc.pdf

Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социаль- ных представлений в современной французской психологии // Вопросы психологии. – 1984. –

№ 1. – С. 147–152.

Емельянова Т.П. Социальные представления – по-

Влияние СМИ на представления о предпри- нимателях, опыт непосредственного общения с которыми, практически, отсутствует, проявилось в том, что оценка выраженности определенных личностных черт соответствует транслируемым этническим стереотипам: немец более черствый, доминантный, честолюбивый, чем русский, а япо- нец более умный и уравновешенный.

Таким образом, на основе полученных результа- тов и сформулированных выводов можно заключить, что гипотеза о влиянии на представления русских предпринимателей о партнерах по бизнесу их при- надлежности к «своей» или «чужой» этнической группе, о влиянии непосредственного или опо-

нятие и концепция: итоги последнего десятиле- тия // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. –

№ 6. – С. 39–47.

Емельянова Т.П., Паттисон А.С. Особенности со- циальных представлений о русских у жителей Чехии и США // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2010. – № 5.

Имидж предпринимателя у педагогов и учащих- ся / Балабанов С.С., Воронин Г.Л., Французова Л.Я. // Социологические исследования. – 1993. – № 2. – С. 8–12.

Лебедева Н.М., Марковская О.В. Взаимосвязь социальных представлений русских и немцев с психологическими характеристиками куль-

тур (на примере ситуации гостеприимства) // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – № 4. – С. 77–85.

Маслач К., Пайнс Э. Практикум по социальной психологии: 4-е международное издание. – СПб.: Питер, 2000.

Мелия М.И., Розин М.В. Формирование позитив- ного образа предпринимателя в общественном сознании // Вопросы психологии. – 1993. – № 1.

Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным про- блемам // Семиотика и искусствометрия. – М.: Мир, 1972.

Попов В.Д. Социальный психоанализ субъектов российского рынка // Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. – № 5. – С. 30–43.

Пономаренко Л. Особенности социальных представлений гражданок Украины и США

(кросс-культурный анализ) // Сайт «Всё о психо- логии». – URL: http://ppsychology.ru/politicheskaya_ psihologiya/osobennosti_socialjnyh_predstavlenij_ grazhdanok_ukrainy_i_ssha

Россия в современном мире: подход теории социальных представлений / Бовина И.Б., Стефаненко Т. Г. , Тихомадрицк ая О. А., Малышева Н.Г., Голынчик Е.О. // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». – 2009 – № 2. – URL: http://www.zpu- journal.ru/ezpu/2009/2/Bovina&Stefanenko&Tikh omandritskaya&Malysheva&Golynchik/

Хухлаев О.Е., Балашова Е.А. Социальные представ- ления об отношении руководства и подчинения: кросс-культурные различия // Социальная психо- логия и общество. – 2010. – № 1. – С. 91–105.

Moscovici S. On Social representations // Social cognition: Perspectives on everyday understanding / Ed. By P.J. Forgas. – London, 1981. – P. 181–209.

Загрузки

Опубликован

2015-09-18

Выпуск

Раздел

Социальная психология