Возрастная динамика показателей отношения к жизни в результате фотовизуализации жизненных событий
Ключевые слова:
визуальная социально-психологическая история, фото- визуализация жизненных событий, отношение к жизни, удовлетворенность жизнью, временные установкиАннотация
В статье излагаются результаты экспериментального исследования возрастной динамики отношения к жизни в связи с прохождением участниками процедуры фотовизуализации жизни. Описываются особенности метода фотовизуализации, включающего нарративное интервью и социально- психологический тренинг сэлементами анализа и интерпретации фотографий важных жизненных событий. Выборка исследования составила 164 человека: 86 человек в возрасте от 20 до 25 лет, 78 человек в возрасте 24–44 лет.
Библиографические ссылки
Гришина Н.В. Психология жизненного пути // Психологический журнал. – 2007. – Т. 28. – № 5. – С. 81–88.
Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4. М. –1993-4. – № 3-4. – С. 34–43.
Знаков В.В. Психология человеческого бытия и самопонимание субъекта // Личность и бытие: Теория и методология. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. – Краснодар: Кубанский государственный университет. 2005. – С. 22–44.
Копытин А.И. Тренинг по фототерапии. – СПб.: Речь, 2003.
Лабунская В.А. Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии // Материалы IV Всероссийского съезда РПО. 18-21 сентября 2007 года: В 3 т. – М., Ростов-на-Дону: КРЕДО, 2007. – С. 224–225.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984.
Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. – № 4. – С. 5–21.
Осухова Н.Г. От зеркала до дневника: психотехники реконструкции образа Я // Развитие личности. – 2004. – № 4. – С. 142–160.
Панина Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности // LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути / Сост. А.А. Кроник. – М.: Прогресс, 1993. – С. 107–114.
Петровская Е. Фото(био)графия: к постановке проблемы // Автобиография. К вопросу о методе: тетради по аналитической антропологии / Под ред. В.А. Подороги. – М.: Логос, 2001. – № 1. – С. 296–304.
Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг: Избранные труды. – М.: Смысл, 2007.
Петровский А.В. Теоретическая психология: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Слободчиков В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М.: Школьная пресса, 2000.
Хомик В.С. Психотерапия, ориентированная на реконструкцию будущего // LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути / Сост. А.А. Кроник. – М.: Прогресс, 1993. – С. 152–171.
Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. – СПб.: Речь, 2005.
Weiser J. PhotoTherapy techniques in counseling and therapy: Using ordinary snapshots and photo- interactions to help clients heal their lives // The Canadian Art Therapy Association Journal, Fall. – 2004. – Vol. 17. – № 2. – P. 23–53.