Ценностно-смысловые барьеры как категория психолого-дидактического анализа
Ключевые слова:
личностно-центрированное обучение, смыслообразование в учебном процессе, учебные затруднения, психологические барьеры, познавательные барьеры, смысловые барьеры, ценностно-смысловые барьерыАннотация
Для понимания тех затруднений, которые возникают в учебном процессе в связи с проблемами инициации смыслообразования учащихся необходимо осмыслить так называемые ценностно-смысловые барьеры и показать их качественное отличие от смысловых и познавательных барьеров, понимание которых уже представлено в психолого-педагогических науках. Попытка такого осмысления представлена в данной статье.
Библиографические ссылки
Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2000.
Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсо- ветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 156–177.
Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинар- ное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15–26.
Леонтьев Д.А., Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 97–111.
Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (Психолого-дидактический подход). Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003.
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология личности: Сборник статей / Сост. А.Б. Орлов. М.: Вопросы психологии, 2001. – С. 62 – 93.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.
Кедров Б.В. О творчестве в науке. – М.: Смысл, 2002. – 462 с.
Крегер О., Тьюсон М. Типы людей. М., 1995. С. 300
Мазурина Е.Г. Социальная психология. – М.: Про- гресс, 1990. – 366 с.
Мараховская Н.В. Проблемы дистанционного обучения: аспект психолого-познавательных барьеров. – Брянск: БГТУ, 2001. – 126 с.
Пилипенко А.И. Феномен психолого-познавательных барьеров в обучении: опыт теоретического исследования. – Курск: КГТУ, 1995. – 103 с.