Особенности поля значений профессиональной сферы студентов, обучающихся на Юге России
Ключевые слова:
образ мира, предметный слой, значение, профессиональная сфера, студент, Юг РоссииАннотация
Эмпирическое исследование, представленное в данной статье, осуществлялось в рамках теории психологических систем, что определило в качестве целесообразного метода исследования предметного слоя образа мира ассоциативный эксперимент. В статье представлены результаты исследования репрезентации профессиональной сферы в системе значений предметного слоя образа мира студентов разных национальностей, обучающихся на Юге России, которые указывают, что репрезентация профессиональной сферы в системе значений студентов различных национальностей имеет собственную специфику, обуслов- ленную культурными особенностями, однако, в процессе адаптации к инокультурной образовательной среде и усвоения системы русскоязычного обучения, образует сходные группы значений. Качественный анализ ядра значений профессиональной сферы позволил выделить типичные значения по категориям, сформулированным Н. В. Уфимцевой (1996) при исследовании результатов массовых ассоциативных экспериментов, а именно «реалии», «оценки», «качества» и «действия»; нами была до- бавлена категория «персоналии».
Результаты ассоциативного эксперимента показали, что наибольшее количество ассоциатов у всех исследуемых групп относится к категории«реалии». У студентов русской и армянской национальностей по частотности доминируют категории «реалии» и «качества», это указывает на то, что репрезентация профессиональной сферы в системе значений данных групп характеризуется в большей мере межпонятийными связями, а также дополнена описанием свойств данных понятий. У студентов арабской национальности по частотности преобладают категории «реа- лии», «качества» и «действия», что характеризует репрезентацию про- фессиональной сферы студентов–арабов как понятийно-описательную, с акцентированием ее деятельной природы.
Библиографические ссылки
Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. – М., 1999. – 350 с.
Белоусова А. К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. – Ростов н/Д, 2002. – 360 с.
Берулава Г. А. Образ мира как мифологический символ: учебное пособие для вузов. – М., 2011. – 46 с.
КлочкоВ.Е.,ГалажинскийЭ.В. Самореализация личности: системный взгляд. – Томск: Изд-во Томского университета, 1999. – 154 с.
Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). – Томск: Изд-во Томского государственного университета, 2005. – 174 с.
Клочко В. Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. – 1998. – Выпуск 8. – C. 10.
Костакова И. В., Белоусова (Григорьева) С. С. Психологическая основа профессиональной самореализации личности // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 3 (15). – С. 84–89.
Леонтьев Д. А. Психология смысла. – М., 1999. – 488 с.
Лурье С. В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 623 с.
Мухина В. С. Картина мира: индивидуальные различия // Феноменология развития и бытия личности. Избранные психологические труды. – Москва; Воронеж, 1999. – С. 445–452.
Уфимцева Н. В. Русские: опыт еще одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. – М., 1996. – 256 с.
Фельдштейн Д. И. Психология взросления. – М., 1999. – 672 с.
Холодная М. А. Психология понятийного мышления: от концептуальных структур к понятийным особенностям. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 2012. – 288 с.
Berger P. L., Luckmann T. The Social Construction of Reality. A Treatise on sociology of Knowledge. – United States: Anchor Books, 1966.
Hambleton R. K., Merenda P. F., Spielberger C. D. Adapting Educational and Psychological Tests for Cross-Cultural Assessment. – Mahwah; London: Lawrence Erlbaum Associates, 2005.