Личностные детерминанты совладающего поведения со страхами у детей 9-10 лет
Ключевые слова:
ребенок 9-10 лет, страх, личностные детерминанты, копинг-стратегии страха, адаптивный/дезадаптивный характер совладающего поведения, эмпирически выделенный набор личностных особенностей детей как предиктор дезадаптивного характера проявления эмоции страхаАннотация
Теоретически обосновывается и эмпирически доказывается, что детям 9-10 лет может быть свойственен набор личностных детерминант, складывающихся в определенной системе их отношений. Проявляемые близкими отдельные копинг-стратегии, проявляемые ими на активное выражение ребёнком страха, способствуют закреплению в личностной структуре ребёнка паттернов совладания в виде экспрессии интенсивного страха, аддитивных (взаимодополнительных) к дефицитарной системе межличностных отношений в семье и копинг-стратегиям близких взрослых. Выделенный личностный комплекс рассматривается авторами в качестве предиктора дезадаптивного характера проявления эмоции страха как копинг-стратегии.
Библиографические ссылки
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2001.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.
Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: изд-во МГУ, 1990.
Астапов В.М. Тревожность у детей. – СПБ.: Питер, 2004.
Богданова Н.А., Психологические трудности развития «Я-идентичности младших школьников. Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. – Тула, 2000.
Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная пед. академия, 1995.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Просвещение, 1997.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.
Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина дет- ского возраста. – СПб.: Специальная литература, 1996.
Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1987. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: Монография. – Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004.
Куфтяк Е.В. Совладающее поведение в семье, регулярно применяющей физические наказания детей: Автореф. дис… канд. психол. наук:19.00.05. – СПб., 2003.
Лазарус Р.. Совладание (coping) // Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.
Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1. / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002.
Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психол. труды. – М., Воронеж, 2001.
Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. – М.: Политиздат, 1982.
Петченко В.А. Школьные объективные страхи детей младшего школьного возраста: Автореф. дис.… канд. психол. наук. 19.00.07. – М., 2002.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. – М.: Наука, 1989. – Т. 1.
Гриднева С.В. Личностные детерминанты страхов и стратегий совладающего поведения у детей 9-10 лет. Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. – Ростов-на-Дону, 2007.
Данилова Е.Е. Психологический анализ трудных ситуаций и способов овладения ими у детей 9-11 лет: Автореф. дис… канд. психол. наук: 19.00.05. – М., 1990.
Изард К. Страх и виды тревожности / Тревога и тревожность / Сост. В.А. Астапова. – СПб.: Питер, 2001.
Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. – М.: Просвещение, 1967.
Тащёва А.И., Гриднева С.В. Личностные детерминанты стратегий совладающего поведения // Научная мысль Кавказа. – Ростов-на-Дону: изд-во СКНЦ ВШ, 2006.
Фельдштейн Д.И. Психология взросления. Структурно- содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. труды. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т, Флинт, 2004.