Конкурентоспособность выпускника вуза
Ключевые слова:
конкурентоспособность, конкурентные преимущества, конкуренция, социальные ожидания, самоопределение, самосознание, субъектность, профессиональная пригодностьАннотация
Решающим фактором, позволяющим подготовить специалистов, отвечающим требованиям современного общества, является система образования, цель которой на сегодняшний день заключается в формировании конкурентоспособ- ной личности, востребованной на рынке труда и адаптированной к реалиям современной российской действительности. Но для того, чтобы подготовить действительно высокопрофессионального, конкурентоспособного работника, важно знать, каковы психологические особенности становления специалиста на этапе профессиональной подготовки, на развитие каких индивидуальных, лич- ностных качеств, свойств, следует обратить внимание в процессе его обучения. Степень соответствия личности требованиям профессии можно рассматри- вать как уровень профессиональной пригодности, который отражается в таких характеристиках структуры личности, как ее способности и профессионально важные качества. Высокий уровень профессиональной пригодности, высокий уровень развития интегральных характеристик личности, в частности компе- тентности, способствует благоприятному имиджу молодого человека, который оказываетсильноевлияниенаегоконкурентоспособностьи эффективность, а, следовательно, и успешность в его профессиональной деятельности.
Библиографические ссылки
Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999.
Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: РАГС, 2001.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2003.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001.
Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2002.
Брушлинский А.В. Психология субъекта. – СПб.: Алетейя, 2003.
Время как фактор измерений личности: Сборник научных трудов / Под ред. А.В. Брушлинского, В.А. Поликарпова. – Минск: EHU, 2003.
Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика. – 2004. – № 1. – С. 12-18.
Зеер Ф. Психология профессий. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.
Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978.
Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.
Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / Под ред. В.А. Алексунина. – М.: Дашков и К°, 2002.
Митина Л.М. Психология развития конкурен- тоспособной личности. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003.
Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
Проблема субъекта в психологической науке / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. – М.: Академический Проект, 2000.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Академия, 2000.
Покопьева Е.В. Индивидуально-типические особенности представления о себе как о профессионале на начальных этапах профессионализации психологов // Психологический вестник РГУ (выпуск 4). – 1999. – С. 236-245.
Практикум по дифференциальной психодиагно- стике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общ. ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЕРСЭ, 2003.
Субъект, личность и психология человеческого бытия: труды института психологии РАН / под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. – М.: Институт психологии РАН, 2005.
Терехин В.А., Строкова С.А. Проблема оптималь- ной реализации потенциала личности в процессе совместной деятельности // Психологический вестник РГУ (выпуск 5). – 2000. – С. 338-346.
Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспо- собностью организации: Учебник. – М.: Эксмо, 2005.