Характеристики эмоционального реагирования людей в связи с уровнем эмоционального интеллекта и рефлексии

Авторы

Аннотация

В статье автор исследует вопрос влияния уровня эмоционального интеллекта и уровня рефлексии человека на характеристики его эмоционального реагирования. Новизна исследования заключается в изучении непосредственно взаимосвязи представленных явлений. Во Введении представлены умозаключения автора об актуальности темы. Она обусловлена важностью эмоциональной осведомленности и саморегуляции для психологического благополучия человека и плодотворного контакта с окружающими. Подробно раскрывается суть таких психологических терминов как «эмоции», «эмоциональные реакции», «эмоциональное благополучие». Для выявления значимых закономерностей между характеристиками эмоционального реагирования, уровнем рефлексии и уровнем эмоционального интеллекта были использованы следующие Методы: тест эмоционального интеллекта (Шутте), опросник рефлексивности Карпова, а также авторский опросник «Характеристики эмоционального реагирования». Последняя методика имеет структуру, состоящую из двух частей: 1. Ряд открытых вопросов и вопросов с 10-балльной шкалой, выявляющих насколько смутно/четко респонденты ощущают эмоции по отношению к описанным гипотетическим ситуациям; 2. Шкала эмоционального интеллекта, разработанная на основе четырехкомпонентной теоретической модели эмоционального интеллекта Майера-Саловея, а также шкала рефлексивности Карпова. Результаты. Высокий уровень эмоционального интеллекта увеличивает степень понимания эмоционального реагирования. Высокий уровень рефлексии имеет положительные связи с уровнем эмоционального интеллекта. Среди опрошенных респондентов высок процент людей, которые называют эмоциями отстранённые понятия («боль», «смех», «пустота») и при этом имеют уровень эмоционального интеллекта средний или ниже среднего и общий балл по 10-балльной шкале Понимание своих эмоций выше среднего. В разделе Обсуждение результатов автор анализирует разные подходы к изучению эмоционального реагирования, эмоционального интеллекта и рефлексии, и приходит к выводу, что между этими присутствует устойчивая взаимосвязь.

Биография автора

Анна В. Наливкина, Южный федеральный университет

студент факультета Психологии, Южный федеральный университет

Опубликован

2024-06-30

Выпуск

Раздел

Общая психология